Что будет с замороженными накопительными частями пенсий

Перезапуск системы

Содержание:

Что будет с замороженными накопительными частями пенсийИПК накопит россиянам 8 трлн рублей

«Замороженные» с 2014 года накопления в НПФ предлагают вернуть гражданам

Действующая версия законопроекта об ИПК предусматривает участие страховщиков жизни в выплате накопительных пенсий, сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России. К проработке этой идеи правительство вернулось в марте, как только возобновилось само обсуждение изменений в пенсионное законодательство. В данном случае речь идет об аннуитетах — регулярных выплатах по достижении пенсионного возраста. Сейчас их делают только Пенсионный фонд России (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Рынок и конкуренты

Цепная реакция: ИПК предлагают организовать на блокчейне

Это повысит надежность системы индивидуального пенсионного капитала и доверие людей к ней

Сейчас в России негосударственные пенсии выплачивают НПФ, а государственные или страховые — ПФР. Инициатива принять участие в ИПК принадлежит страховому сообществу — с такой просьбой его представители ранее обратились к министру финансов и первому вице-премьеру Антону Силуанову. Но допуск страховщиков на пенсионный рынок беспокоит НПФ.

Появление на рынке дополнительного игрока всегда способствует конкуренции, а значит, улучшению качества для потребителя. Кроме того, у страховщиков есть механизмы, через которые удобно привлекать клиентов: они работают с банками, агентами и имеют собственную разветвленную сеть. Всё это сделает процесс обращения и получения пенсии удобным.

Закон об индивидуальном пенсионном капитале: что станет с накопительной частью пенсии

ИА «Ореанда-Новости». Когда примут закон об индивидуальном пенсионном капитале, это окончательно решит проблему «замороженной» накопительной части пенсии, заявляет Антон Дроздов, глава Пенсионного фонда России. Законопроект об отчислениях, которые будут делать россияне в счёт пенсии, будет готов до конца текущего года.

22 ноября, в четверг, состоялось заседание комитета Совфеда по социальной политике. На нём обсуждалось введение законопроекта об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). В настоящее время, напомнил глава ПФР Антон Дроздов, поступление отчислений на обязательное пенсионное страхование определяется с учётом тарифа 22%, 10% – «сверх предела» (т. е. с сумм выплат выше предельной базы для начисления страховых взносов). Поступление взносов фиксируется на постоянной основе с 2019 по 2021 год. Закон о бюджете ПФР до 2021 года был принят Государственной Думой 20 ноября, в третьем чтении.

По-прежнему остаются «замороженными» отчисления в накопительную часть пенсии (закон об этом был подписан в конце минувшего года). В сентябре текущего года ПФР сообщил, что заморозка будет продолжаться и в 2021 году. Это временная мера, которая немного «разрядила обстановку» в бюджете ПФР. Но по-прежнему остаётся проблема изжившей себя и неэффективной системы накопительной и страховой частей пенсии. Антон Дроздов высказал мнение, что введение закона об ИПК «поставит точку в этом вопросе».

Концепция ИПК была введена Минфином и ЦБ РФ ещё в 2016 году на основании опыта западных стран. Предполагается, что вместо работодателя взносы на накопительную пенсию делает работник – это 6% заработной платы. При этом работодатель продолжает перечислять 22% от зарплаты в пенсионный фонд. Предусмотрена возможность менять ставку взносов и отказываться от их перечисления по личному заявлению.

В 2019 году накопительная часть пенсии трансформируется в ИПК, и россияне могут отчислять средства в счёт своей пенсии. Для граждан предусмотрены различные стимулы – например, возврат отчислений в форме налогового вычета (6%), снижение подоходного налога до 10% при отчислении на пенсию 10% и более.

Пенсия по ИПК. Эксперты объяснили, что это такое и когда оно будет

На последних парламентских слушаниях по финансовому рынку 21 января глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что в пенсии россиян необходимо «вдохнуть новую жизнь» и попросила поддержать создание нового в России Института индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Старт еще одной пенсионной реформы в России запланирован на 2019-2020 годы. В недрах правительства проект зародился еще в 2016 году, но до сих пор широким экспертным и общественным обсуждениям его не подвергали.

В публичном поле появляется резкая критика Пенсионной реформы-2020.

«Не расслабляйтесь! На подходе еще одна пенсионная реформа. С помощью ее власти оберут людей трижды». – Канал СерпомПо – один из первых попытался интерпретировать готовящийся запуск ИПК:

«Реформа пенсионной системы не закончилась. Закон о повышении возраста выхода на пенсию принят — на очередь встала реформа накопительной пенсии. Власти будут говорить о «индивидуальном пенсионном капитале», о частной собственности на него, наследовании и т. д. Но это все треп, призванный скрыть истинную суть реформы. Как всегда, она протаскивается обманом. На самом деле эта реформа покоится на двух китах, о которых власть говорить не будет:

1. отмена старой накопительной системы и 2. формирование новой [накопительной системы] за счет снижения зарплаты.

Старая накопительная пенсия закрывается. 6% от фонда оплаты труда, которые раньше шли на формирование накопительной пенсии, теперь пойдут на страховую. Пенсионный фонд будет получать не 16% от зарплаты, как сейчас, а 22%.

2. Но этого мало. Взамен старой создается новая накопительная пенсионная система. Сегодня за гражданина пенсионные отчисления платит его работодатель. А в будущем будут платить сами граждане — как подоходный налог. Т. е. зарплата будет УМЕНЬШАТЬСЯ на сумму пенсионных отчислений. В первый год — на 1%. Во второй — на 2%. И так далее до 6%. Фактически подоходный налог (13% сегодня) будет повышен почти в 1,5 раза (на 6 пунктов) и именно эти деньги будут теперь направляться на формирование накопительной пенсии. Вы можете отказаться платить эти суммы, но для этого надо будет написать заявление. Власти рассчитывают, что люди этого делать не будут в силу инерции, необразованности, лени, эффективности госпропаганды, незначительности 1% от зарплаты и т. д. ».

«НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ» вместе с экономистами и финансистами проанализировали «узкие места» готовящейся Пенсионной реформы-2020.

– НИ: Выступление главы Центробанка на последних парламентских слушаниях по вопросу о пенсиях очень похоже на старт PR -компании новой Пенсионной реформы. Не успели люди оправиться от «заморозки» накопительной части, от повышения пенсионного возраста и вот опять. Индивидуальный пенсионный капитал – для чего он?

Игорь Николаев, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа :

ИПК нужен государству, чтобы еще больше уменьшить свою нагрузку по пенсионному обеспечению и заставить людей самих платить за свое пенсионное будущее. Ключевое положение готовящейся реформы – обязательность платежей, и это, безусловно, ухудшение жизни населения, которое вынудят платить по сути еще больше налогов. Государство, конечно, будет говорить, что инициатива по созданию индивидуального пенсионного капитала позволит ускорить рост пенсий, довести его до заветного коэффициента 40% (пенсии от размера зарплаты). Но всё это слова. Лукавство в том, что замалчивают самую важную часть проекта – она в том, чтобы снять с себя и перевесить на население финансовую нагрузку. О том, что нам что-то недоговаривают, свидетельствует и то, что проект этот футболят между ведомствами уже больше двух лет. Но по всем этим законотворческим процедурам же сроки есть, и они поджимают. Если с 2020 им нужно запустить закон, то, значит, весной этого года в худшем случае законопроект уже должен быть готов.

Павел Медведев, ученый-экономист, депутат Госдумы пяти созывов, финансовый омбудсмен при “Ассоциации Российских Банков”:

Идея-то ИПК как раз понятна – нужен он для того, чтобы люди могли накопить деньги на пенсию и чтобы пенсия эта не была такой жалкой, как сейчас у большинства наших сограждан. Но непонятны средства ее достижения. Любые деньги, чтобы их хотя бы не съедала инфляция, я уже не говорю о доходности, нужно куда-то вложить. А негосударственные пенсионные фонды – куда они будут вкладывать эти деньги? Экономика страны на нуле, в лучшем случае не растет. Это значит, что если 140 млн людей захотят вложить куда-то свои деньги, то в среднем они получат в лучшем случае ноль. А к наступлению пенсии – абсолютный минус. Для того, чтобы массовые вложения и накопления производить, надо сначала поднимать экономику. В Америке человек покупает акции у десяти разных компаний и еще подкупает дополнительные по мере возможностей. К моменту его выхода на пенсию одна фирма банкротится, но 9 других в год дают 3-3,5% роста. За 40 лет работы по 3% с 9 необанкротившихся фирм он получает очень приличную сумму. У нас так сделать невозможно.

Евгений Надоршин. главный экономист ПФ «Капитал», советник министра экономического развития РФ (2009-2012 гг):

У государства есть задача по созданию локального источника длинных и недорогих денег, которые можно было бы инвестировать в различные инфраструктурные проекты. С 90-х годов эту задачу пытались разными способами решить, но в общем получалось плохо. Лет 15 назад одним из решений виделось введение накопительной части пенсии и всяческое стимулирование индивидуальных пенсионных накоплений. Пенсионная реформа после 2008 года – к сожалению, стала полным откатом по позитивным изменениям, которые уже удалось к тому времени достичь. Последовавшая «заморозка» накопительной части фактически уничтожила всю работу по оформлению средств, которые люди и без всяких реформ откладывают на старость на правильных инструментах. Одновременно с этим мировой финансовый кризис привел к ряду сложностей в банковской сфере и страховых компаниях. Всё это привело к полному уничтожению системы хранения «опознаваемых» длинных денег в российском финансовом секторе, которые бы обеспечивали в условиях внешних санкций наличие долгосрочного капитала на локальном рынке по разумным условиям. Но потребность в этих недорогих длинных деньгах осталась. И остались люди, многие из которых как-то копят на пенсии. По популярности различных вложений и с помощью опросов несложно увидеть, что свои накопления на старость – причем довольно приличные в своей массе – люди хранят на неспециализированных инструментах (банковских депозитах, недвижимости и т. д.). Ни государство, ни финансовая система их не видят и не могут вовлечь в решение задач развития экономики, поэтому основная задача у государства сейчас – сформировать такие механизмы, которые позволили бы эти деньги выявить и использовать на свои цели. ИПК – как раз попытка создать такой инструмент.

Дмитрий Потапенко, экономист, предприниматель, управляющий партнёр Management Development Group:

Мне кажется, что в самих этих дополнительных 6% взносах государство как раз интереса большого не видит. Выгода и экономия государства в другом – в переложении части своих обязанностей по обеспечению старости на негосударственные пенсионные фонды. Полагаю, что процедуры участия в программе, действительно, постараются упростить настолько, насколько российскому государству хватит решимости. Стимулы в виде налоговых вычетов тоже будут предложены в пакете (возможно с ограничением по ежегодному объёму перечислений). Также не думаю, что будет наказание для неучаствующих – в этой вишенке на торте пенсионных свершений последнего десятилетия все должно казаться хорошим, поэтому власти приложат усилия, чтобы как можно меньше ассоциаций было с предыдущими пенсионными инициативами последних лет.

Будущие пенсионеры платят долги ВЭБа

Накопительная часть стала важным оперативным резервом российского руководства

Е. Разумный / Ведомости

В бюджете России на 2016 г. есть президентский резерв – 342 млрд руб. это бывшие накопительные взносы пенсионеров. Часть этих средств – 150 млрд руб. – пойдет на поддержку ВЭБа в этом году, операция уже одобрена наблюдательным советом ВЭБа (председатель – премьер Дмитрий Медведев). Как сообщили два федеральных чиновника из социального и финансового блоков и подтвердил высокопоставленный чиновник, идея взять деньги на ВЭБ из «президентских» одобрена на самом верху. Президент недавно разрешил взять эти деньги, знает один из собеседников «Ведомостей». Представитель Минфина не ответил на запрос.

Помощь ВЭБу из бюджета сократит размер возможной дополнительной индексации пенсий, говорит федеральный чиновник, вряд ли вообще удалось бы провести такие поправки через Госдуму.

Пресс-секретарь премьер-министра переадресовала вопрос к президенту. Пресс-секретарь президента не ответил на запрос.

Замораживание накопительной пенсии позволяет уменьшить трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Каждый год власти уверяли, что накопительная часть пенсии изымается временно – пока реформируется система; но каждый раз деньги шли на затыкание дыр. Первая порция замороженных накопительных средств за 2014 г. пошла в том числе на финансирование присоединенного Крыма и Севастополя. Пенсионные накопления за 2015 г. отчасти пошли на антикризисный план.

Трата накоплений на ВЭБ продолжает традицию – банк из той же серии политических проектов, что и Крым, иронизирует чиновник: символ эпохи неэффективных государственных инвестиций.

ВЭБ задумывался (и даже называется) как институт развития, но кредитование нерентабельных проектов – к примеру, Олимпиады в Сочи – превратило его в банк плохих долгов; одновременно антироссийские санкции закрыли ВЭБу фондирование на Западе.

В конце прошлого года тогдашний председатель ВЭБа Владимир Дмитриев объявил: нужно около 1,2 трлн руб. Денег не дали, поменяли самого Дмитриева – на Сергея Горькова из Сбербанка. Помощь решили выделять частями, в этом году – те самые 150 млрд руб. Помощь полностью закроет вопрос с ликвидностью ВЭБа на этот год, рассказывал Горьков.

75 млрд из этих 150 млрд руб. уже пришло в ВЭБ в I квартале: в феврале был риск нарушить ковенанты по внешним долгам, но теперь все позади. Деньги пришли в капитал и повысили его достаточность; потом они могут пойти на погашение внешних долгов, объясняет сотрудник ВЭБа.

Срыв ковенантов позволил бы кредиторам потребовать досрочного погашения, а это могло бы добить банк, говорит сотрудник госкорпорации. Другой подхватывает: было особенно критично учесть госпомощь в МСФО I квартала, иначе полетели бы ковенанты – деньги пришли буквально в последний момент.

Минфин долго тянул с одобрением поддержки ВЭБу: она не вписывается в задачу свести бюджет с 3%-ным дефицитом. Президент разрешил не учитывать ВЭБ при расчете дефицита, но все равно пришлось бы больше тратить из резервного фонда либо сокращать другие расходы. Но если деньги будут взяты из президентского резерва, который уже записан в расходах, получается, не нужно ни того ни другого, объясняет Владимир Назаров из Института Гайдара.

В президентском резерве после поддержки ВЭБа остается всего 192 млрд руб. а дополнительная индексация еще не снята с повестки: Медведеву может понадобиться делать предвыборные подарки.

Пенсии в этом году индексированы не по фактической инфляции (15,5%), а всего на 4%, но власти оставили себе право добавить еще во втором полугодии. Вероятность повысилась – судя по хорошему исполнению бюджета за I квартал, утверждает высокопоставленный чиновник. Если не хватит резервов, можно использовать в том числе дополнительные доходы, если бюджет будет лучше исполняться.

Допиндексация, к примеру, на 4%, если она будет проведена к концу лета, т. е. затронет только осенние месяцы, – это всего около 100 млрд руб. приводит оценки Назаров: резерва хватит и на ВЭБ, и на пенсии. Проблема в другом. Индексация увеличит размер пенсионной базы для расчета следующего увеличения пенсий – лучше, чтобы она была поменьше, считает Назаров.

Возможно, это еще одна причина, почему хотят потратить на ВЭБ резерв, полагает федеральный чиновник: меньше останется средств для допиндексации, не раздуется база.

Накопительная пенсия – длинные деньги, которые могли бы быть инвестированы в экономику, принести доход, а теперь пойдут не только на индексацию, но и на ВЭБ, по сути, на выплату внешних долгов, сетует главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Властям это легко провернуть: из-за постоянного замораживания накопительной части люди уже давно перестали относиться к этим деньгам как к своим, признает Тихомиров, с другой стороны, они видят из ежегодных писем от НПФ, как растут их накопительные счета, и тем обиднее отдавать эти деньги на ВЭБ.

ВЭБ мог бы получить пенсионные деньги и цивилизованным путем, говорит топ-менеджер НПФ: фонды купили бы его облигации. Покупка облигаций на пенсионные деньги обсуждалась, объясняет чиновник, но тогда за эти деньги пришлось бы платить плюс фонды досконально проверили бы ВЭБ и потребовали бы госгарантии – проще из бюджета.

Накопи себе сам: есть ли альтернатива государственной пенсии

Сможет ли пенсионная реформа правительства решить проблемы будущих поколений и есть ли шансы у добровольного накопительного страхования.

Проект пенсионной реформы. разработанный правительством, представляет собой видоизмененную версию нынешней солидарной системы.

Второго уровня пенсионной системы — обязательного накопительного — в нынешнем проекте нет, хотя именно этот элемент может решить проблему дефицита Пенсионного фонда.

Проблемы будущих поколений и будущих пенсионеров остались за пределами этого законопроекта.

“Правительство ограничилось повышением существующих пенсий, так называемым осовремениванием. Это вовсе не реформа, хотя некоторые эксперты называют ее “параметрической реформой”. Нужно внедрять стандарты, которые существуют в мировой практике”, — считает директор подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко.

Мировыми стандартами эксперты считают введение обязательной накопительной составляющей.

“Мы поддерживаем стремление правительства реформировать пенсионную систему, но не поддерживаем ту модель, которую правительство предлагает. Солидарная система не способна преодолеть вызовы демографии. Безальтернативным решением является внедрение накопительного уровня”, — говорит координатор гражданской платформы “Нова країна”, президент инвестгруппы “Универ” Тарас Козак.

Помимо решения проблемы Пенсионного фонда накопительная составляющая позволит обеспечить экономику длинным ресурсом.

“Это создаст условия для увеличения ВВП Украины в ближайшие годы на 25% благодаря привлечению в экономику дополнительных финансовых ресурсов в виде пенсионных накоплений граждан. Если правительство внедрит опцию накопительного уровня, то к 2050 году соотношение активов негосударственных пенсионных фондов к ВВП страны составит 65%”, — подсчитала председатель совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова.

Этот инвестиционный ресурс позволит заменить дорогие долгосрочные кредиты, привлекаемые от международных финансовых организаций, в том числе от МВФ.

При этом эксперты не поддерживают идею, которая содержалась в предыдущей версии пенсионной реформы и предусматривала создание специальной госструктуры для управления единым государственным пенсионным фондом.

“Функцию управления должны взять на себя профессиональные управляющие, у которых есть риск-менеджеры. Государство в лице регуляторов должно создать равные условия для работы всех фондов и обеспечить регулирование рынков”, — считает Овчаренко.

Впрочем, сомнения власти относительно обязательного накопительного обеспечения небезосновательны. Существующий с 2004 года третий уровень пенсионной системы — добровольное накопительное пенсионное обеспечение — переживает далеко не самые радужные времена.

По данным Нацкомфинуслуг, на 31 марта в Украине работало 64 НПФ, участниками которых были 836,2 тыс человек. За последние два года, с 31 марта 2015 года, количество вкладчиков изменилось несущественно (+2,6 тыс человек). При этом самих пенсионных фондов стало меньше почти на два десятка.

Источник: Нацкомфинуслуг

Основными инициаторами заключения пенсионных контрактов являются работодатели. До кризиса наличие дополнительных пенсионных отчислений было одной из опцией соцпакета работодателя наравне, например, с корпоративной медстраховкой.

Кроме того, взносы в НПФ позволяли обойти лимит на размер заработной платы. Такая схема использовалась, например, в НПФ Нацбанка.

За все время работы НПФ в Украине частные вкладчики самостоятельно заключили лишь 57,1 тыс договоров. Однако за последние два года именно физлица были источником роста количества контрактов: за последний год их количество выросло на 4,5 тыс, а за два года — на 9,3 тыс.

Еще 2,3 тыс договоров оформили юрлица: участниками фондов по этим контрактам являются около 780 тыс человек. Однако такими темпами рынок если и будет расти, то очень долго.

По данным Нацкомфинуслуг, 62,3% вкладчиков НПФ — украинцы в возрасте 25-50 лет. Однако есть среди участников пенсионных фондов и лица от 50 до 60 лет (26,7%), старше 60 лет (9%) и младше 25 лет (2%).

Причем мужчин среди участников НПФ больше, чем женщин (41,9% против 58,1%).

Источник: Нацкомфинуслуг, на 31 марта 2017 года

Один из качественных показателей рынка НПФ — уплаченные пенсионные взносы. На 31 марта эта сумма составляла 1,9 млрд грн, то есть на одного участника приходилось 2 272 грн.

В Нацкомфинуслуг подсчитали, что за квартал частное лицо откладывает в среднем 137,8 грн. Размер отчислений юрлиц — 6,73 тыс грн. При этом нужно помнить, что юрлица платят по счетам около 780 тыс человек.

Если считать, что все 780 тыс договоров являются активными и по ним регулярно платятся взносы, то ежеквартальный размер взноса составляет менее одной копейки.

Правда, по информации самих участников рынка, большая часть договоров заморожена — отчисления по ним были прекращены либо во время кризиса 2008-2009 годов, либо после 2013 года.

Особенностью НПФ является то, что вкладчик не может досрочно, до достижения пенсионного возраста, расторгнуть договор и забрать свои средства. Это значит, что договора, по которым работодатель в силу разных причин отказался платить взносы, остаются в “замороженном” состоянии.

У выгодоприобретателя в этом случае два варианта: дождаться выхода на пенсию и забрать сбережения либо переоформить договор на себя и самостоятельно вносить средства на счет.

Читай также

Первые выплаты по пенсионным договорам пока сложно назвать впечатляющими. За время существования НПФ в Украине прекратили платить взносы и уже получают дополнительную прибавку к пенсии 82 тыс украинцев — 9,8% от общего количества участников НПФ. На 31 марта общий размер всех пенсионных отчислений составил 655,4 млн грн.

Получать пенсию можно единоразовым платежом или равными частями в течение определенного срока. По расчетам Нацкомфинуслуг, средний размер одноразовой выплаты — 6,5 тыс грн, а средний размер накоплений на срок — 37,2 тыс грн.

Если пенсионер захочет получать такую выплату равными частями на протяжении пяти лет, его ежемесячная “прибавка” к пенсии составит 620 грн.

Факторов, которые тормозят развитие рынка НПФ, несколько. В первую очередь — психологический. Мало кто из украинцев готов делать регулярные отчисления в гривне и “морально попрощаться” с ними на несколько десятков лет.

Высокая инфляция в предыдущие годы и девальвация гривни “съели” существенную часть сбережений будущих пенсионеров. Впрочем, Овчаренко утверждает, что наиболее успешные фонды сумели сохранить сбережения и даже обогнать инфляцию.

“Такие фонды есть. В компаниях, которые управляют активами этих фондов, хорошие риск-менеджеры: именно они отвечают за сохранность и приумножение средств”, — уверяет инвестбанкир.

Например, по итогам 2016 года самым прибыльным оказался НПФ “Украинская пенсионная фундация” (КУА “Активплюс”) — 24,3%, “Династия” (ICU) — 24,2%, “Пенсионные сбережения” (“Талан абсолют”) — 23,5%. Прибыль выше уровня инфляции получили 25 НПФ из 64, еще девять НПФ сработали “в минус”.

Более того, во время “банкопада” многие фонды потеряли свои сбережения в банках-банкротах. Согласно закону о системе гарантирования вкладов физлиц, депозиты, заключенные управляющими фондами, приравниваются к депозитам юрлиц, а значит, не гарантируются государством и возмещаются в последнюю очередь, если хватит средств.

Некоторые НПФ пытались в судах отстоять свое право на первоочередное возмещение за счет государства, мотивируя это тем, что средства на депозитах — это сбережения физлиц, а потому должны гарантироваться государством.

Суды принимают противоречивые решения.

Например, в мае Одесский апелляционный административный суд обязал Фонд гарантирования вкладов физических лиц вернуть ОНПФ “Первый национальный открытый пенсионный фонд” пенсионные активы, размещенные на депозитных счетах в Имэксбанке, а также начисленные, но не выплаченные проценты на общую сумму более 31 млн грн, а в феврале Хозяйственный суд Киева обязал фонд уплатить в пользу негосударственного пенсионного фонда “ВСІ” пеню и инфляционные на сумму 2,2 млн грн.

Тем не менее, пока пенсионным фондам не удалось получить возмещение ни по одному делу.

Некоторые НПФ зафиксировали существенные потери во время кризиса на фондовом рынке: управляющие вкладывали средства в акции, которые во время кризиса стремительно подешевели, либо в “мусорные” ценные бумаги.

Потерь не удалось избежать даже НПФ Нацбанка: от вложений в облигации и акции будущие пенсионеры-сотрудники потеряли около 0,9 млрд грн. Правоохранительные органы проводят расследование по этому делу.

Возможности инвестирования для управляющих НПФ ограничены. Основными инструментами, по данным Нацкомфинуслуг, являются депозиты (40,3% активов) и ОВГЗ (42,3%). В облигациях управляющие хранят 9,3% средств, на долю инвестиций в недвижимость приходится 3,8%.

Источник: Нацкомфинуслуг, на 31 марта 2017 года

Нет интереса к НПФ и у представителей власти: из-за некорректных поправок в Налоговый кодекс НПФ могут лишиться статуса неприбыльных организаций.

Нынешняя редакция Налогового кодекса предполагает, что любое учреждение, чтобы избежать уплаты налога на прибыль, должно находиться в Реестре неприбыльных учреждений. А в него не пускают тех, у кого в уставе нет прямого запрета на “распределение доходов (прибыли) среди членов”.

Для НПФ такую норму прописать не могут, поскольку это будет противоречить их сущности и норме закона об НПФ.

Ситуацию необходимо решить до 1 июля, однако в парламенте только зарегистрированы два законопроекта, которые устранят разночтения. Ни один из них еще не прошел через комитет, поэтому маловероятно, что какой-либо из документов примут до 1 июля.

Более того, один из них разрешает НПФ распределять прибыль между участниками, но все равно обязывает включать в реестр неприбыльных организаций. До 1 июля управиться с этими требованиями нереально.

Этот комплекс проблем стал причиной сокращения рынка. Такая тенденция наблюдается еще с 2012 года.

“В 2012 году в Украине было более ста фондов, к концу 2017 года мы ожидаем, что их будет менее 60, а к концу 2018 года остается не более 50”, — прогнозирует Овчаренко. Первые в очереди на продажу или слияние — НПФ с активами менее 1 млн грн.

В реестре таких фондов около 20. Как правило, это фонды, которые создавались в 2005-2006 годах в надежде на проведение пенсионной реформы и введение второго уровня пенсионной системы. Сейчас эти фонды не ведут никакой деятельности. Учредители готовы продать их даже за 10% от стоимости активов.

Виктория Руденко, журналист FinClub

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Пошаговая инструкция

Традиционно именно в конце года граждане начинают наиболее активно задумываться о том, какому пенсионному фонду можно доверить свои накопления. Вместе с экспертом проекта «Финансовое здоровье», консультантом по финансовой грамотности проекта Минфина России, экспертом по вопросам планирования пенсии Павлом Пушкиным разобрались, как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

У граждан 1967 года рождения и моложе помимо государственной страховой пенсии формируется вторая пенсия – накопительная. К сожалению, с 2014 года отчисления работодателей в размере 6% от размера наших зарплат в накопительную пенсию «заморожены». Но всё, что сформировалось на счетах накопительной пенсии до этого времени плюс ежегодный инвестиционный доход, составляет сумму наших пенсионных накоплений.

В настоящее время накопительная пенсия может пополняться тремя способами:

  1. Путём ежегодного начисляемого инвестиционного дохода, полученного от управления нашими деньгами.
  2. За счёт дополнительных взносов граждан или работодателей по программе софинансирования накопительной пенсии (для тех, кто вступил в программу до 31 декабря 2014 года и успел до 31 декабря 2015 года внести первый взнос).
  3. За счёт средств материнского капитала.

Управлять своей накопительной пенсией граждане могут путём выбора страховщика. Им может быть либо государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ), которая управляет деньгами «молчунов», либо негосударственный пенсионный фонд.

Выбор страховщика, который будет управлять нашими пенсионными накоплениями, – это важное решение, от которого зависит сохранность и доходность наших сбережений и, в конечном итоге, будет зависеть размер нашей дополнительной пенсии.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд – это организация, которая работает с целью накопления пенсионных взносов участников НПФ и последующего управления пенсионными активами в интересах граждан. Кроме того, НПФ занимается осуществлением пенсионных выплат участникам фонда.

Считается, что поскольку НПФ работает сразу с несколькими управляющими компаниями, это существенно снижает риски при инвестировании и позволяет выбрать компании наиболее выгодную стратегию для управления накоплениями граждан.

Как выбрать НПФ?

Рассмотрим пошагово, как выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в качестве своего страховщика, который управляет накопительной пенсией.

Шаг 1. Смотрим на наличие у фонда лицензии на ведение деятельности по обязательному пенсионному страхованию и участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Заходим на сайт Агентства по страхованию вкладов в раздел «реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц».

Напомню, что с 2014 года введена система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет в соответствии с законом компенсировать размер накоплений клиентам НПФ при отзыве лицензии.

На сегодняшний день в реестре участников системы гарантирования находится 38 НПФ, которые также имеют и лицензии на работу с накопительной пенсией.

Именно из этих 38 фондов нам предстоит выбрать свой фонд.

Шаг 2. Узнаём рейтинг надёжности негосударственного пенсионного фонда.

Негосударственным пенсионным фондам присваивается рейтинг по новой шкале от рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Рейтинг надежности НПФ представляет собой мнение рейтингового агентства о возможности полного и своевременного выполнения фондом своих текущих и будущих обязательств. Это важный показатель надёжности фонда, на который стоит обращать внимание в первую очередь, так как рейтинг присваивается на основании экспертного анализа показателей текущего состояния фонда и его устойчивости.

Узнать рейтинг фонда можно на сайте рейтингового агентства RAEX(«Эксперт РА») в разделе «рейтинги надёжности негосударственных пенсионных фондов».

В настоящее время только 17 фондов имеют действующий рейтинг, остальным фондам рейтинг либо не присвоен, либо отозван и будет пересмотрен. В любом случае не стоит рисковать, и выбор фонда стоит ограничить теми фондами, которые имеют действующий рейтинг.

Более того, само наличие рейтинга ещё не показатель надёжности фонда. Рекомендуется оставить для дальнейшего рассмотрения только те фонды, которые имеют рейтинг надёжности уровня RuAAA (максимальный уровень надёжности) и RuAA+, RuAA, RuAA – (высокий уровень надёжности). На сегодняшний день таких фондов – всего 10. Выбор фондов с менее высоким уровнем надёжности может быть сопряжён с более высоким риском.

Шаг 3. Смотрим на срок работы негосударственного пенсионного фонда.

Безусловно, важным показателем надёжности и устойчивости фонда является срок его работы. Первые негосударственные пенсионные фонды появились в России практически сразу же после подписания Указа президента от 16 сентября 1992 года «О негосударственных пенсионных фондах».

Чем дольше срок работы фонда на пенсионном рынке, тем, как правило, большим опытом, устойчивостью и надёжностью обладает фонд. Рекомендуется рассматривать фонды со сроком работы от 10 лет, лучше – 15-20 лет.

Шаг 4. Определяем учредителей негосударственного пенсионного фонда.

Для того чтобы более существенно понять, что из себя представляет фонд, необходимо ознакомиться с составом его учредителей и бенефициаров (конечных владельцев фонда). Данная информация обязательна к размещению на официальном сайте фонда и является открытой.

Логично предположить, что наличие в составе учредителей и акционеров крупных компаний повышает надёжность фонда и является преимуществом по отношению к фондам, акционерами которых выступают ООО и (или) отдельные физические лица.

Шаг 5. Получаем информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Доходность – один из важнейших показателей деятельности фонда, от размера которого во многом зависит размер нашей будущей пенсии.

Рекомендуется пользоваться только официальной статистикой по доходности инвестирования пенсионных накоплений. Эти данные можно получить на сайте Центрального банка России в разделе «основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию».

На сайте доступны данные о доходности НПФ за период с 2011 года по 2016 год, а также данные о доходности НПФ за первое полугодие 2017 года.

При сравнении доходности НПФ есть смысл обращать внимание на более длительные промежутки времени, чем только за текущий или прошедший год. Период рассмотрения должен составлять хотя бы 5 лет. Так как в соответствии с действующим законодательством показатели доходности в прошлые периоды не являются гарантией доходности будущих периодов, то те НПФ, которые показывают более высокую среднегодовую доходность на длительных промежутках времени, будут иметь преимущество по сравнению с другими.

Шаг 6. Смотрим на качество сервиса.

В настоящее время практически все фонды имеют стандартный набор сервиса, представляемого клиенту: личный кабинет, бесплатную «горячую линию».

Кроме того, в связи усложнением пенсионного законодательства и разработкой новой пенсионной реформы, некоторые фонды в последнее время начали предоставлять услугу «персональный менеджер», которая позволяет клиентам получать дополнительный бесплатный пакет услуг (консультации и персональное сопровождение).

Не поленитесь уточнить, предоставляет ли выбранный вами фонд такие услуги.

Шаг 7. Удобство расположения офисов фонда.

И последним важным шагом при выборе негосударственного пенсионного фонда рекомендуется уточнить наличие офиса негосударственного пенсионного фонда или его партнёров в вашем городе, а также место расположения и график работы офиса.

Конечно, необходимости постоянно посещать офис фонда, у вас не будет, так как накопление на пенсию – это долгосрочный процесс и, к тому же, многие вопросы можно решить по телефону и через другие дистанционные каналы обслуживания. Однако, некоторые вопросы, например, установление или смена правопреемников по договору, требует личного присутствия клиента в офисе фонда. В противном случае, необходимо будет идти к нотариусу и нести дополнительные расходы на заверение документов.

В заключении хотелось бы сказать, что на основании пункта 6 статьи 13 закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», гражданин может перевести свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой не чаще одного раза в год.

Кроме того, при досрочной смене страховщика возможна потеря инвестиционного дохода. Заключая договор об обязательном пенсионном страховании в 2017 году, можно потерять инвестиционный доход за максимум 3 года. Без потери инвестиционного дохода можно менять страховщика только раз в 5 лет. В этой связи следует учитывать не только важность тщательного выбора НПФ, но и дату заключения договора с новым страховщиком.

Госдума опять продлила заморозку накопительной части пенсии

Государственная дума в третьем, окончательном чтении приняла закон о заморозке накопительной части пенсии россиян вплоть до 2021 года. Информация об этом размещена на сайте нижней палаты парламента.

Реклама

Пенсия россиян моложе 1967 года рождения складывается их страховой и накопительной частей.

Средства, которые граждане раньше отчисляли в накопительную часть пенсии (6% от заработной платы), вплоть до 2021 года пойдут на текущие выплаты пенсионерам.

Как отмечается в документе, реализация закона уменьшит трансферт на обязательное пенсионное страхование, передаваемый из бюджета в Пенсионный фонд России, на 609,1 млрд руб.

Решение о заморозке пенсионный накоплений россиян было принято в 2014 году. Ее рассматривали как временную меру, которая должна помочь пенсионной системе выдержать приток пенсионеров и не допустить сильного разрастания дефицита бюджета ПФР. Тогда власти пообещали вернуть все замороженные накопления с процентами.

Однако впоследствии от этой идеи отказались, и мораторий постоянно продлевался.

В частности, в декабре 2017 года он был продлен до 2020 года. Для граждан, у которых заморозили накопительную часть пенсии, накопительный компонент был пересчитан в пенсионные коэффициенты.

О продлении замораживания накопительной части пенсии на 2021 год ранее заявлял министр труда Максим Топилин. По его словам, в общей сложности мораторий сэкономил российскому бюджету порядка 2 трлн руб.

При этом ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что возврата к обязательной накопительной пенсии больше не будет. Вместо этого надо развивать добровольную систему пенсионных накоплений с помощью ИПК (индивидуального пенсионного капитала).

С 2016 года Центробанк и Минфин начали разрабатывать новую добровольную пенсионную систему.

Концепция ИПК предполагает, что граждане будут сами формировать накопительную часть пенсии через негосударственные пенсионные фонды, отчисляя на это 6% от своей зарплаты — с возможностью отказаться от уплаты, увеличить или снизить эту сумму.

В сентябре Антон Силуанов заявлял, что система ИПК может заработать с 2020 года.

При этом при разработке системы ИПК в правительстве ранее возникли большие разногласия, касающиеся способа вступления россиян в систему. Так, рассматривался вариант «автоподписки» (автоматического включения с возможностью отказа) и авторегистрация (включение через работодателя).

«Автоподписку» предлагал Минфин. Но социальный блок правительства был против. Тогда «автоподписку» было предложено заменить на «авторегистрацию», по которой работодатель должен будет сначала ознакомить сотрудника с правилами участия в системе, и, если сотрудник захочет, он сможет подписать документы и присоединиться к ИПК. На таком варианте настаивал ЦБ.

В прошлом году Минфином был предложен компромисс — формально от термина «автоподписки» было предложено отказаться. Предполагалось, что большая часть работников получит право на «упрощенный порядок вступления».

Участнику ИПК предлагалось право выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов (постепенное увеличение их с 1% до 6%) либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет.

«Правительство взяло курс на прямое управление средствами в стране, собирая по возможности больше средств налогами и сборами для последующего распределения. Для граждан и их «достойной» пенсии на сегодня средства выделены в полном объеме, но не для будущих пенсионеров», — комментирует эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский.

Как заявляла ранее Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) в 2017 году из-за замораживания пенсионных накоплений экономика страны потеряет 6 трлн руб.

«Создаваемая система ИПК будет формироваться за счет средств самих граждан. При этом объяснение о добровольности ИПК и перекладывании ответственности формирования пенсии с государства и бизнеса на будущих пенсионеров выглядит несвоевременно. В борьбе за социальные блага граждан социальный блок правительства последовательно уничтожает доверие к пенсионной системе, меняя правила игры на рынке и не заботясь о получателях пенсии через 7-10 лет», — резюмирует Сергей Звенигородский.

Возврат замороженных накопительных пенсий в пенсионную систему невозможен

Возврат замороженных пенсий в накопительную пенсионную систему невозможен, заявила в понедельник вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. По словам вице-премьера, провести обратный трансфер невозможно, так как они уже учтены на счетах граждан в страховой части пенсии.

«Это невозможно сделать, эти средства учтены на счетах граждан. Это экономически невозможно, это не наше мнение», — заявила Голодец.

Возврату не подлежат только деньги, замороженные в 2014–2015 годах, а это чуть больше 1 трлн руб. Деньги, замороженные за часть 2013 года в размере 600 млрд руб. которые сейчас хранятся на счетах ВЭБа, будут возвращены, отмечает источник в социальном блоке.

Пенсиям оставят накопления

Окончательное решение о сохранении накопительной части пенсии было принято на прошлой неделе на заседании правительства. В четверг премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что текущая пенсионная система продолжит свое существование, а заморозка пенсионных накоплений на 2016 год применяться не будет.

Тогда же за возврат денег выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Решение об этом не принималось, потому что эти средства были уже учтены в рамках распределительной пенсионной системы и в рамках трансферта между бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда. Это будет отдельный вопрос, который будем обсуждать дальше», — заявил Улюкаев.

Впрочем, перевести обратно замороженные пенсионные накопления государство вряд ли сможет, так как для этого правительству придется где-то дополнительно найти 1 трлн руб. а в текущих экономических реалиях это невозможно, констатирует федеральный чиновник.

Возврат накопительных средств участникам финансового рынка приведет к росту бюджетных расходов, поскольку правительству придется увеличить размер трансферта Пенсионному фонду. Уже в 2016 году Минфин на эти цели будет вынужден потратить более 350 млрд руб.

Последний бой за накопительную пенсию

На рядовых россиянах невозврат накопительной части за 2014–2015 годы никак не скажется, так как их взносы уже учтены в пенсионный системе, уверяет чиновник соцблока. «Деньги, полученные от заморозки накопительной части пенсионной системы, уже учтены в социальной системе и, соответственно, были проиндексированы в 2014 году на 8,1% и в 2015-м — на 11,4%, — поясняет чиновник. — В дальнейшем эти средства также останутся в социальной части и будут индексироваться по уровню инфляции».

Предоставить населению возможность выбрать, оставлять ли замороженные деньги в социальной части или вновь перевести их в накопительную, было бы более верным решением, убежден замдиректора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер.

«Пока получается, что государство сохранило накопительный компонент, но где гарантия, что вопрос о заморозке вновь не будет обсуждаться в следующем году. С этой точки зрения акт возврата этих денег можно рассматривать как окончательное закрытие вопроса по этой теме».

Напомним, что сейчас будущая пенсия россиянина, родившегося после 1967 года, складывается из трех составляющих: страховой (накопления к моменту выхода поделить на 228 месяцев — ожидаемый период «дожития»), фиксированной базовой (устанавливается государством), а также накопительной (накопленное тоже делится на 228 месяцев). Ежегодно правительство индексирует на величину прошлогодней инфляции две из трех частей пенсии — страховую и базовую. Последняя была введена в 2002 году: граждане могли направить ее в негосударственные пенсионные фонды или УК или оставить в системе государственного пенсионного обеспечения — под управлением Внешэкономбанка.

Как сделать доходными пенсионные деньги

Благосостояние будущих пенсионеров может возрасти, если отчисляемые взносы вкладывать в реальный сектор экономики

Фото: ПГ / Геннадий Михеев

Пенсионные капиталы граждан могут возрасти, если средства негосударственных пенсионных фондов (НПФ) будут инвестироваться в прорывные высокотехнологичные проекты, концессии и корпоративные облигации. Варианты накопления пенсий законодатели и эксперты обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме 13 июня.

Что творится с пенсионными накоплениями?

По действующему закону будущие пенсии россиян 1967 года рождения и моложе должны складываться из страховой и накопительной частей, которые работодатель отчисляет за своих работников в государственный либо негосударственные пенсионные фонды. Порядок расчетов простой — шесть процентов от зарплаты идут в накопительную часть, ещё 16 процентов — на страховую часть, которая засчитывается в счёт будущей пенсии напрямую.

Читайте по теме

Сменить пенсионный фонд россияне смогут через портал госуслуг

Что касается накопительной части, то ранее предполагалось, что эти средства НПФ будут вкладывать через специализированные фонды и управляющие компании в рыночные инструменты, наращивая ежегодно прибыль будущим пенсионерам. Так поначалу и было, но в 2014 году накопительную систему заморозили.

Теперь все взносы, которые работодатели переводят за своих сотрудников в пенсионные фонды, идут на страховую часть пенсии. Будущим пенсионерам в зависимости от переведённой суммы засчитывается определённое число пенсионных баллов. Планируется, что их количество и станет определяющим мерилом при расчёте пенсии.

При этом все замороженные средства накопительной части пенсии, которые успели заработать для граждан дополнительный доход, будут впоследствии учтены и добавлены к страховой части. Единственное, что беспокоит Правительство, — при таком положении вещей будущие пенсионеры теряют доход, который они могли получить, разместив накопительную часть в надёжные высокодоходные рыночные инструменты.

После продления в пятый раз моратория на формирование накопительной части пенсии до 2020 года Центробанк дал понять, что выход из такой щекотливой ситуации найден. Пенсионная система будет донастроена с учётом потенциальных выгод будущих пенсионеров.

Деньги пенсионеров должны работать

Читайте по теме

Россияне смогут выходить на пенсию в любой момент

Глава Банка России Эльвира Набиуллина недавно предложила ввести систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая позволила бы гражданам самостоятельно заниматься увеличением своих пенсионных накоплений за счёт разнообразного рыночного инструментария.

Согласно концепции законопроекта, которая была разработана Минфином и регулятором, ИПК должен формироваться за счёт добровольных отчислений граждан в негосударственные пенсионные фонды в размере до шести процентов от зарплаты. Планируется, что пенсионеры получат возможность выбрать из трёх вариантов выплат. Первый — это срочный план на период до 10 лет, в течение которых пенсионеру ежемесячно будут поступать выплаты. Если гражданин не доживёт до конца этого срока, то оставшиеся средства будут унаследованы. Второй вариант предполагает пожизненную пенсию, и по наследству она переходить не сможет. А третий вариант — гибридный, когда будут происходить скользящие выплаты с ежегодным расчётом пенсии.

По словам председателя думского Комитета по финрынку Анатолия Аксакова . предложенная Центробанком система ИПК сводится к принципу добровольности.

«Государство отказывается от прав на эти денежные средства, соответственно, исчезнет возможность замораживать счета или изымать деньги, кроме как на инвестирование и на выплаты застрахованным лицам, — пояснил депутат. — Отчисления до шести процентов на пенсионные накопления не будут облагаться подоходным налогом. Также сохраняются льготы для работодателей, которые участвуют в софинансировании пенсионных накоплений».

ИПК предполагает прозрачную систему «осязаемости» средств граждан, которые будут получать СМС-уведомления о величине текущего счёта. По мнению Центробанка, это повысит заинтересованность будущих пенсионеров в увеличении своих капиталов.

Чем хороши НПФ для создания длинных денег, так это своими пассивами. Отток капитала маловероятен, так как выплаты потребуются только через длительный период времени.

Также в законе будут учтены исключительные жизненные обстоятельства, позволяющие досрочно забирать средства из НПФ. Помимо этого, поставлен вопрос о возможности НПФ напрямую управлять пенсионными накоплениями, минуя управляющие компании, которые, как отметил Аксаков, не очень этому обрадовались.

Кроме того, система ИПК предполагает упрощённую схему перехода граждан из одного пенсионного фонда в другой. При этом средства, накопленные в старом фонде, могут быть переведены в новый только через пять лет.

Пенсионные инвестиции в мегапроекты

По информации зампреда Центробанка Владимира Чистюхина. в настоящее время в 38 российских НПФ скопилось 2,5 триллиона рублей, которые необходимо перевести в длинные деньги для инвестирования в крупные инвестпроекты. «Чем хороши НПФ для создания длинных денег, так это своими пассивами. Отток капитала маловероятен, так как выплаты потребуются только через длительный период времени», — сказал он.

Читайте по теме

Финансовые права граждан будет отстаивать омбудсмен

В настоящее время НПФ в поиске доходности уходят от банковских депозитов, все чаще выбирая корпоративные облигации, а вот к концессионным проектам относятся осторожно. В некотором смысле их поиски осаживает свежий закон, предполагающий ответственность за неэффективно размещённые средства фондов. По новым правилам, если Центробанку удастся доказать, что НПФ сработали неэффективно, фонды вынуждены будут компенсировать «недостачу» из своих средств.

В то же время НПФ не хватает рыночных инструментов, так как пока разрешено инвестировать только в те активы, которые регулируются нормативными актами. А вот за рубежом, напомнил Чистюхин, НПФ может вкладывать в любой актив, «только главное, чтоб фонд проходил стресс-тестирование».

Представитель регулятора заверил, что ведомство намерено через определённое время уйти «от жёсткой декларации», дав возможность фондам вкладывать деньги в те активы, которые позволят зарабатывать больше. При условии, конечно, сохранения баланса между рисками и доходностью.

По мнению замгендиректора АО «РВК» Алексея Басова. в России такие активы уже есть и ими необходимо начинать как можно скорее пользоваться. Благосостояние будущих пенсионеров он предлагает повышать за счёт инвестирования средств НПФ в реальный сектор экономики, а точнее — в долгосрочные крупные венчурные инвестпроекты.

По словам эксперта, для реализации задачи необходимо принять ряд поправок в законы о НПФ и фондовом рынке. «Для венчурного инвестирования сейчас самое время. Граждане испытывают дефицит высокодоходных инструментов. Во всём мире около 30 процентов средств НПФ вложены в фонды венчурных инвестиций. Мы предлагаем ограничиться пятью процентами».

Для венчурного инвестирования сейчас самое время. Граждане испытывают дефицит высокодоходных инструментов.

Как отметил Басов, участие «пенсионных триллионов» в венчурных проектах создаст мультипликативный эффект: перспективные компании получат доступ к длинным деньгам, и это ускорит развитие инновационного сектора экономики. «Для этого рынок венчурных инвестиций должен быть прозрачным, а участие в проектах НПФ должно быть зафиксировано на законодательном уровне», — уточнил он.

При этом Басов предлагает вкладывать пенсионный капитал не в сомнительные стартапы, а в компании уровня «Яндекса» «четыре-пять лет назад, то есть способной уже защищать вложения инвесторов».

Для защиты пенсионных инвестиций эксперт предлагает создать более жёсткие критерии отбора венчурных проектов, а также разработать механизмы возврата средств НПФ в случае, если проект прогорит.

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в 2017 году количество объектов, которые власти планировали передать в концессию, выросло с 6280 до 12 272. В то же время частные инвестиции в инфраструктуру снизились с 17,5 миллиарда в 2016 году до 9,7 миллиарда в 2017-м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *