Как работает система обязательного пенсионного страхования

Подписка на новости

Содержание:

Как работает система обязательного пенсионного страхованияПисьмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 октября 2011

C 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории страны. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное страхование своих сотрудников – застрахованных лиц.

Застрахованными лицами являются работники по найму либо по гражданско-правовому договору и перед ними работодатели несут социальную ответственность за их будущую пенсию.

Более 3 тыс. страхователей в нашей области ежемесячно уплачивают страховые взносы на формирование пенсий своих сотрудников.

Каждый месяц до 15 числа месяца, страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. Эти денежные средства используются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. В среднем ежемесячно в бюджет Пенсионного фонда от нашей области поступает 180 млн. страховых взносов.

Многие плательщики взносов очень добросовестно исполняют пенсионное законодательство – своевременно уплачивают страховые взносы, качественно и в срок предоставляют отчетность. Хочется отметить и поблагодарить за сотрудничество следующих руководителей предприятий: Рыбкин Виктор Сергеевич ООО «Кимкано-сутарский ГОК», Ворновицкий Яков Михайлович МБУЗ «Валдгеймская Центральная районная больница», Иванов Виктор Алексеевич ОАО «Теплоозерский цементный завод», Хорева Нина Анатольевна ОГБУ «Центр социального обслуживания» п. Смидович.

Но есть в нашей области и такие страхователи, которые не своевременно, не в полном объеме уплачивают страховые взносы и в результате чего несут дополнительные расходы в виде пеней и штрафов.

Не регулярно платят страховые взносы мнргие предприятия ЖКХ, В Т. Ч. ООО «Дальсантехмонтаж», ООО «Биробиджан-трикотаж», унитарное предприятие «Башмак» Ленинского района, ГП «Биробиджан-молоко», ООО «ДСКом -1».

Всего по области за период 1 полугодия 2011 года начислено пеней на обязательное пенсионное страхование свыше 2 млн. руб. на обязательное медицинское страхование более 400 тыс. руб.

При этом Отделение Пенсионного фонда по Еврейской АО выражает надежду, что страхователи будут вовремя, в полном объеме и на соответствующие коды бюджетной классификации уплачивать страховые взносы. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование заполнять и сдавать в срок и качественно, руководители не будут забывать о социальной ответственности перед своими работниками.

Система обязательного пенсионного страхования

Содержание страницы

Каждый работающий человек знает, что после достижения пенсионного возраста ему ежемесячно будет выплачиваться пенсия. Эта система неизменна на протяжении десятков лет. Но в последние годы она показала свою недостаточную эффективность. Ведь уровень жизни стариков очень низок, а демографический кризис все сильнее отражается на этой системе. С учетом этой ситуации в прошлом десятилетии была разработана совершенно обновленная структура пенсионного страхования. О том, как функционирует система обязательного пенсионного страхования в РФ и кто является ее сторонами, мы и расскажем в нашей статье.

На чем стоим

Базовым компонентом пенсионной системы РФ является обязательное страхование, гарантированное государством. Оно создано государством в 2002 году для финансовой помощи социально незащищенным членам российского общества. В этой системе четко указано, что пенсия состоит из двух частей: обязательной и накопительной.

Такая модель называется страховой, то есть пенсия напрямую зависит от размеров взносов, перечисляемых в пенсионный фонд работодателем. В дальнейшем учет этих взносов и составит основу вашей пенсии. В нынешней системе выплата пособий зависит от ряда факторов:

  • общего стажа, учтенного за весь период трудовой деятельности;
  • величина взносов, вносимых в бюджет;
  • прибыли, получаемых пенсионными структурами от инвестирования этих средств.

Реально повлиять на величину пенсии можно, но только на накопительную ее часть. Для этого нужно стать членом еще и негосударственного пенсионного фонда. Это реальная возможность повысить уровень своего благосостояния в будущем за счет значительной дополнительной прибавки к пенсии.

Принципы прежде всего

Такая система страхования работает на основании ряда принципов. Следование им делает систему более устойчивой и эффективной:

  • доступность для всех все граждан страны внес зависимости от социального статуса и положения;
  • государственные гарантии при соблюдении интересов участников системы;
  • постоянные контроль за работой ситсемы;
  • обязательность для застрахованных лиц уплаты взносов на регулярной основе;
  • ответственность за рациональное и целевое использование финансов системы обязательного социального страхования;
  • подчиненность системы интересам государства и населения;
  • формирование достойного уровня жизни пенсионеров;
  • равнозначность величины взносов и размера пенсий;
  • возвратность пенсионных накоплений;
  • индивидуальный учет вносимых страховых взносов.

Этот перечень принципов далеко не полный, но уже и из него видно, как государство относится к системе обязательного пенсионного страхования. На бумаге все выглядит довольно красиво, но в реальности уровень жизни пенсионеров не такой достойный, как хотелось бы.

Субъекты – кто они?

В этой системе страхования есть свои заинтересованные стороны, так называемые субъекты страхования:

  1. Застрахованные лица – это все те, у кого на руках имеется СНИЛС. Если конкретнее, то это:
  • выполняющие работу по трудовому или гражданско-правовому договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • работающие за рубежом, но выплачивающие взносы в пенсионный фонд России.
  1. Страхователи – это ключевые участники, которые выплачивают фонду страховые взносы за своих работников в счет будущей пенсии. То есть это работодатели: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.
  2. Страховщики – это административные участники, которые управляют средствами в госфонде. Это государственные и негосударственные пенсионные фонды.

Функции системы

Чтобы реализовать глобальные цели, поставленные перед системой пенсионного страхования Российской Федерации, система выполняет следующие функции:

  • формирование базы застрахованных лиц, вносимых плательщиками;
  • индивидуальный учет взносов, поступающий в пенсионный фонд;
  • анализ международного и межгосударственного опыта формирования пенсионного страхования;
  • назначение и контроль за выплатой пенсий и других социальных выплат;
  • выдача и учет материнских сертификатов;
  • упорядоченное взаимодействие с работодателями;
  • эффективное управление финансами фондов.

Теперь вы знаете, как выглядит работа система государственного пенсионного страхования изнутри. Но чтобы она действительно была эффективной, важно построить работу таким образом, чтобы нагрузка между плательщиками взносов и пенсионерами, получающими государственные пособия, была распределена равномерно. Только так система обязательного пенсионного страхования может работать действительно эффективно и продуктивно.

Система обязательного пенсионного страхования в России

В соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании » все граждане РФ участвуют в системе пенсионного страхования России. ПФР* регистрирует россиян в системе обязательного пенсионного страхования с момента их рождения.

Пенсионное страхование в России

Система обязательного пенсионного страхования России состоит из застрахованных лиц (граждан РФ), страхователей – работодателей и страховщиков – ПФР и НПФ**.

Пенсионный фонд РФ открывает каждому россиянину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы – отчисления с его зарплаты. Благодаря наличию данных счетов ПФР может собирать сведения о взносах на пенсионное страхование в России. произведённых каждым конкретным лицом. За перечисление данных взносов в системе обязательного пенсионного страхования ответственность несёт работодатель.

Размер отчислений на пенсионное страхование в России определяется на законодательном уровне и на текущий момент составляет 22% от фонда оплаты труда. В ПФР взносы распределяют следующим образом: 6% (0%) идёт на накопительную часть пенсии и 16% (22%) – на страховую.

При этом отчисления на накопительную часть пенсии осуществляют только те из граждан, которые изъявили подобное желание, остальные россияне все 22% зарплаты направляют на страховую часть. Лица 1966 года рождения и старше в любом случае делают отчисления (22%) только на страховую часть пенсии.

В системе обязательного пенсионного страхования накопительной частью по умолчанию распоряжается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк». После перечисления денег из ПФР она инвестирует средства на финансовом рынке с целью их приумножения.

У граждан также есть возможность передать управление накопительной частью пенсии одному из отечественных НПФ.

Система обязательного пенсионного страхования: НПФ

Для передачи накопительной части пенсии в управление НПФ между последним и физлицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании – гражданам России при его подписании необходимы паспорт и страховое свидетельство.

На основании данного договора и соответствующего заявления Пенсионный фонд РФ переводит накопительную часть пенсии в НПФ. Система обязательного пенсионного страхования гарантирует, что впоследствии накопленные и преумноженные управляющей компанией взносы станут источником, из которого вам будет выплачиваться пожизненная пенсия.

Для того чтобы участвовать в осуществлении пенсионного страхования в России каждый НПФ должен до конца 2016 года вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений и пройти процедуру реорганизации в акционерное общество открытого типа.

*Пенсионный фонд РФ

**Негосударственные пенсионные фонды.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 мая 2010

1. Какие наиболее важные задачи стоят перед Отделением ПФР в настоящее время?

2010 год знаменательный для ПФР, исполняется 20 лет Пенсионному фонду РФ и 15 лет службе персонифицированного учета. Наиболее важными задачами перед службой персонифицированного учета на текущий год являются:

во-первых: своевременное представление и в полном объеме за 2009 год индивидуальных сведений страхователями и разнесение их по лицевым счетам застрахованных лиц, в 2010г. предусматривается полугодовой режим представления отчетности, начиная с 01.01.2011 года вводится поквартальное представление отчетности страхователями по персонифицированному учету, прием ИС будет осуществляться в более сжатые сроки (в течение календарного месяца);

во-вторых: максимально привлечь страхователей к передаче сведений персонифицированного учета в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, используя наиболее цивилизованный и наименее затратный способ сдачи отчетности;

в-третьих: регистрация в системе обязательного пенсионного страхования всех граждан, включая детей и неработающее население.

2. Что такое персонифицированный учет?

Персонифицированный учет – это сбор и обработка данных о каждом застрахованном лице, использование этих сведений в целях пенсионного обеспечения. Персонифицированный учет ведется отдельно по каждому застрахованному лицу в течение всей его трудовой деятельности, начиная с первого дня работы. Он предусматривает регистрацию всех граждан, открытие в Пенсионном фонде индивидуальных лицевых счетов, имеющие уникальные номера, оформление и выдачу страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования каждому застрахованному лицу.

3. Для чего необходима регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования?

В соответствии с законодательством регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования обязательна. Гражданину открывается индивидуальный лицевой счет с уникальным на территории России номером, который отражается в страховом свидетельстве, выдаваемом гражданину на руки. На этом счете накапливаются сведения о месте работы гражданина, о его трудовом стаже, об условиях труда, о начисленных и уплаченных взносах в Пенсионный фонд. Вся эта информация в совокупности определяет право гражданина на трудовую пенсию и необходима для назначения пенсии, расчета ее величины.

4. Что такое индивидуальный лицевой счет?

Индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования – это аналог банковского счета гражданина, с единственным различием: на этом счете хранятся не деньги, а информация о пенсионных правах гражданина. Открывается индивидуальный лицевой счет на основании анкеты, подаваемой гражданином. На лицевом счете хранится информация о личных анкетных данных, обо всех местах работы, о страховых взносах, об особых условиях труда дающих право на досрочную пенсию. Информация на индивидуальном лицевом счете конфиденциальная и хранится в системе пенсионного страхования с соблюдением установленных правил защиты от несанкционированного доступа.

5. Что собой представляет регистрация в системе обязательного страхования и для чего необходима всеобщая регистрация населения?

Регистрация застрахованного лица предусматривает выдачу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, в котором указывается СНИЛС – уникальный страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, который действителен в любой точке России.

Страховое свидетельство является обязательным:

– при устройстве на работу;

– для формирования пенсионных накоплений и получения государственной поддержки;

– для получения материнского (семейного) капитала при рождении детей;

– для получения государственных социальных услуг и льгот;

– при получении родовых сертификатов;

– при назначении пенсии.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) является основным идентификатором граждан – застрахованных лиц, как в системе пенсионного обеспечения, так и в системе социальной защиты населения, а также в реализации новых социальных задач и программ в Российской Федерации.

Персональный номер лицевого счета служит “связующим звеном” между различными базами данных, используется фондами обязательного социального страхования, медицинского страхования. Разрабатывается единая социальная карта для граждан РФ, благодаря которой сократится время на обмен информацией, и не придется занимать время на сбор различных документов для получения тех или иных государственных социальных услуг.

6. Может ли у гражданина быть два или три страховых свидетельства о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, может. Если в этих страховых свидетельствах один страховой номер, то ничего предпринимать не следует. Если страховые номера разные, а это бывает, когда человек анкетировался несколько раз и в анкетах были ошибки, то обязательно следует разобраться, на каком из имеющихся лицевых счетов вам необходимо содержать всю информацию о своих пенсионных правах. Для этого надо подойти в территориальное Управление Пенсионного фонда, заказать выписки со всех своих лицевых счетов. Затем совместно со специалистом Управления принять решение, с каких счетов, и на какой счет перевести всю информацию о своих пенсионных правах и определиться, что для этого надо сделать, с тем, чтобы вся информация о ваших пенсионных правах оказалась на одном, выбранном вами, счете.

7. Какая категория граждан регистрируется в системе обязательного пенсионного страхования?

Региональная база индивидуального (персонифицированного) учета включает более 3,7 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц – это работающие граждане, включая самозанятое население (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, и т. д.), а также безработные, учащиеся, неработающие пенсионеры.

8. Как могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования работающие граждане?

Работающие граждане проходят регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования через своего работодателя. Самозанятое население регистрируются самостоятельно, т. е. этой категории граждан нужно обратиться в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

9. Какую категорию граждан из неработающего населения при регистрации нужно выделить отдельно?

Особый подход со стороны органов ПФР установлен при уточнении (установлении) СНИЛС для родовых сертификатов по запросам лечебных учреждений или при обращении беременных женщин. Данная работа осуществляется в первоочередном порядке. Все вопросы уточнения или установления СНИЛС решаются путем взаимодействия лечебных учреждений и органов ПФР в соответствии с Соглашением, чтобы исключить необходимость дополнительного обращения женщин в период беременности и родов за указанными сведениями в органы ПФР.

10. Какая работа в ПФР проводится по регистрации неработающих граждан в системе обязательного пенсионного страхования?

В целях организации работ связанных с регистрацией в системе обязательного пенсионного страхования неработающего населения и детей, проводится большая совместная работа с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения Нижегородской области, Департаментом образования и науки Администрации Нижегородской области, Главным Управлением исполнения наказаний министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, Департаментом здравоохранения Нижегородской области, по регистрации в системе обязательного страхования: студентов, школьников, неработающего населения, а также лиц отбывающих наказания в местах лишения свободы. Что касается регистрации новорожденных детей в системе обязательного пенсионного страхования, в данный момент проводится совместная информационная работа с органами ЗАГС по данному вопросу.

11. Куда нужно обращаться неработающим гражданам чтобы зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования, что нужно при себе иметь?

Для этого необходимо обратиться в территориальное Управление ПФР по месту жительства, при себе необходимо иметь паспорт либо свидетельство о рождении.

12. Где уже используется номер страхового свидетельства, кроме Пенсионного фонда?

С 01 января 2005 года номер используется в детских поликлиниках, поликлиниках, больницах – для оценки права на выдачу рецептов на бесплатные лекарства федеральным льготникам. В аптеках имеется информация федерального регистра со страховыми номерами, с ней сверяются при выдаче лекарств. Федеральный регистр передан также в Фонд социального страхования – где в соответствии с ним федеральным льготникам выдают путевки на санаторное лечение и талоны на получение билетов на проезд к месту лечения.

Система обязательного пенсионного страхования в РФ

Система обязательного пенсионного страхования в РФ представляет собой обособленный комплекс мер, имеющих организационную, экономическую и правовую направленность. Основной целью существования ОПС является компенсация застрахованным лицам зарплаты, начисляемой им до установления решения об обеспечении (т. е. до назначения пенсионных выплат). В данной статье мы подробно рассмотрим устройство, принципы и задачи ОПС в России.

Задачи ОПС в РФ

Система ОПС регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в котором определены правовые положения субъектов ОПС, установлены основания для осуществления прав и обязанностей сторон, определены принципы и задачи обязательного пенсионного страхования. К последним относятся:

  1. поддержание соответствующего уровня жизни граждан после прекращения выполнения ими трудовой функции;
  2. назначение и начисление пособия при потере единственного кормильца (выплачивается членам семьи погибшего);
  3. материальная поддержка при потере трудоспособности и назначении инвалидности;
  4. пенсионное обеспечение конкретных категорий лиц по выслуге лет (например, сотрудников федеральных органов).

Законодательная база

Правовой основой рассматриваемого вопроса выступает Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15.12.2001 № 167-ФЗ. К другим нормативно-правовым актам, рассматривающим вопросы, непосредственно связанные с пенсионным страхованием, относятся:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ

Статья 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривает основания появления прав или обязанностей субъектов системы ОПС. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения предусматривается ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Система ОПС на территории РФ

Система обязательного пенсионного страхования в РФ функционирует посредством ее субъектов – страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, между которыми складываются следующие правоотношения:

  1. страхователи переводят взносы за себя и каждого застрахованного лица в бюджет ПФР;
  2. расчет пенсии или иных выплат производится на основе полученных средств по основаниям, предусмотренным законодательством;
  3. страховщик переводит денежные средства застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд регистрирует отдельный лицевой счет, которому принадлежит уникальный страховой номер, присвоенный пожизненно. Его физическим выражением, как уже упоминалось выше, выступает СНИЛС. Получить информацию о номере счета, сумме пенсионных накоплений можно в личном кабинете электронной системы ПФР.

Кто является субъектами системы ОПС?

К субъектам ОПС относятся страхователь, страховщик и застрахованное лицо. Каждый из них обладает определенным набором корреспондирующих прав и обязанностей, устанавливаемых на законодательном уровне. Рассмотрим подробнее особенности каждого из указанных субъектов.

Застрахованные лица

Это россияне, иностранные граждане, на временной или постоянной основе проживающие в пределах РФ, и лица, не обладающие гражданством никакого государства, если они:

  • выполняют трудовую функцию на основании трудового контракта или договора ГПХ;
  • обеспечивают себя работой самостоятельно (предприниматели, адвокаты, главы и члены фермерских хозяйств, нотариусы);
  • осуществляют выполнение трудовой функции за пределами РФ, но переводят взносы в ПФР.

О том, что гражданин имеет регистрацию в системе ОПС, свидетельствует соответствующий документ – СНИЛС. По внешнему виду он представляет собой пластиковую карточку зеленого цвета, на которой указываются личные сведения о владельце и уникальный страховой номер счета в Пенсионном фонде. Выдача свидетельства осуществляется при обращении в ПФР либо при первом официальном трудоустройстве.

Страхователи

Основными субъектами системы пенсионного обеспечения являются страхователи. Ими выступают работодатели застрахованных лиц – все юр. лица, ИП, нанимающие на работу сотрудников, а также граждане, самостоятельно принявшие решение вступить в правовые отношения с ПФР. Страхователи в системе ОПС имеют право:

  1. получать необходимые сведения у страховщика, если они связаны с функционированием системы;
  2. защищать принадлежащие им права в судебном порядке;
  3. переводить дополнительные средства своим сотрудникам на оформление накопительной пенсии;
  4. принимать участие в управлении системой обязательного страхования.

К обязанностям страхователей относится необходимость регистрации в установленном порядке и своевременные отчисления страховых взносов в ПФР.

Страховщик

Основным страховщиком в сфере обязательного страхования выступает Пенсионный фонд РФ. Его обязанность – управление начисляемыми денежными средствами, их распределение в соответствии с установленными правилами. Наряду с ПФР к страховщикам относятся негосударственные пенсионные фонды.

Права, принадлежащие страховщикам:

  • документальная проверка других субъектов (в случае обнаружения нарушений – право требования их исправления);
  • обмен сведениями с органами налоговой службы;
  • распоряжение бюджетом ПФР.

К основным обязанностям страховщика относятся назначение, расчет и выплата пенсий застрахованным в системе ОПС лицам. Гарантом по обязательствам, имеющимся у ПФР, выступает государство.

Регистрация граждан в системе обязательного пенсионного страхования

Регистрация застрахованных лиц в системе производится органами ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ и «Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987н.

Для того, чтобы зарегистрироваться в системе ОПС необходимо заполнить анкету и заверить ее личной подписью. Анкета предоставляется в орган ПФР лично застрахованным лицом, либо его работодателем. По вопросам регистрации можно обратиться в любое отделение Пенсионного фонда, поскольку такие вопросы решаются по экстерриториальному принципу, т. е. независимо от места жительства или пребывания.

Анкету можно подать и через многофункциональные центры (МФЦ) по такому же принципу. В обязательном порядке при регистрации нужно предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий гражданство РФ, документ, подтверждающий проживание на территории России.

При отправке анкеты по почте нужно нотариально заверить подпись и копии требуемых документов, а также указать полный почтовый адрес, на который следует отправить страховое свидетельство, если не предусмотрен иной путь его получения.

Для иностранных граждан при подаче анкеты необходимо иметь с собой нотариально заверенный перевод паспорта с национального языка и документ, подтверждающий факт временной регистрации и права на пребывание на территории РФ.

Если необходимые документы подаются гражданином непосредственно в ПФР, регистрация происходит в режиме онлайн, т. е. страховое свидетельство (СНИЛС) будет оформлено и выдано на приеме. В другом случае на регистрацию отводится 5 рабочих дней.

Эффективность системы обязательного пенсионного страхования для застрахованного лица Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Сильчук Александра Александровна

В статье приводятся показатели, отражающие эффективность функционирования системы обязательного пенсионного страхования. Предлагается ввести в систему новый показатель для оценки эффективности уплаченных страховых взносов. Осуществляется расчет показателя для текущей ситуации и на долгосрочный период. Но основе полученных данных сделаны выводы о проблемах пенсионной системы.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам. автор научной работы — Сильчук Александра Александровна,

EFFECTIVENESS OF MANDATORY PENSION INSURANCE SYSTEM FOR THE INSURED PERSON

Текст научной работы на тему «Эффективность системы обязательного пенсионного страхования для застрахованного лица»

УДК 336

АА. Сильчук ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ДЛЯ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА

Аннотация. В статье приводятся показатели, отражающие эффективность функционирования системы обязательного пенсионного страхования. Предлагается ввести в систему новый показатель для оценки эффективности уплаченных страховых взносов. Осуществляется расчет показателя для текущей ситуации и на долгосрочный период. Но основе полученных данных сделаны выводы о проблемах пенсионной системы.

Ключевые слова: система обязательного пенсионного страхования, пенсионный фонд, страховые взносы, страховая пенсия, застрахованное лицо.

Aleksandra Silchuk EFFECTIVENESS OF MANDATORY PENSION

INSURANCE SYSTEM FOR THE INSURED PERSON

Annotation. The article discusses indicators, which show the effectiveness of functioning of mandatory pension insurance system. The author suggests implementing new indicator to evaluate the effectiveness of paid insurance payments. The author includes the calculation of indicator to use in the current situation and in the long-term period. Based on the received results author makes conclusions about the problems of the pension system. Keywords: pension insurance system, pension fund, insurance payments, insurance pension, insured person.

Пенсия – одна из важнейших социальных категорий. Получение пенсии при наступлении страхового случая (наступление нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности) обуславливает необходимость формирования источников ее финансирования. Основным источником являются страховые взносы работающего населения. Недостаток средств компенсируется государством за счет средств федерального бюджета. Чтобы минимизировать государственные расходы необходимо поддерживать баланс между страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и пенсионными выплатами, по возможности не допуская снижения пенсионных прав с одной стороны и повышения страховой нагрузки на работников (работодателей) с другой.

Формирование пенсионных прав смешанным («сложным») образом зависит от величины заработка. Отчасти формируемые права пропорциональны заработку (уплаченным взносам), отчасти зависят только от факта уплаты взносов (страхового стажа). Индивидуальная часть тарифа страховых взносов (16 из 26 % тарифа) формирует будущую пенсию как это принято в социально ориентированной рыночной экономике: кто больше работает и получает более высокую заработную плату, у того и выше размер пенсии. Исходя из этого она выгодна более обеспеченным слоям населения. Солидарная часть тарифа (10 из 26 % тарифа) – это уравнительный компонент, который идет на обеспечение фиксированной выплаты в равном для всех размере. Участие в солидарной системе выгодно для низко оплачиваемых работников, так как они в будущем получат выгоду от перераспределения. Большая часть пенсионных прав формируется в распределительной системе, т. е. взносы не копятся на индивидуальных счетах, а тут же расходуются (солидарность накоплений). Пенсионные права в распределительной системе – виртуальные, в виде пенсионных коэффициентов (баллов), которые станут реальными в далеком будущем и пока понимание относительно связи между накопленными баллами и возможностью получения достойной пенсии является слабым.

Роль пенсии в деятельности государства и граждан огромна.

1) Пенсия – это показатель эффективности функционирования государства в социальной

© Сильчук А. А. 2016

сфере. Достойный уровень пенсии говорит о заботе за благосостоянием населения и работе социальных функций государства.

2) Пенсия становится главным источником доходов пенсионеров, поскольку спрос работодателей на лиц пожилого возраста в целом меньше, чем на молодых. Поэтому пенсия – это спасательный круг от бедности так как в России наблюдается низкая склонность к сбережениям.

3) Чем выше уровень пенсии, тем выше потребление домашних хозяйств. Рост пенсии увеличивает спрос на рынке, способствует развитию промышленности и сферы услуг.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

4) Достойный уровень пенсии развивает социальные потребности, которые зависят от уровня дохода. Более высокий доход благоприятствует самореализации.

Если величину средней пенсии можно назвать социально-экономической категорией, отражающей абсолютный результат работы системы ОПС, то относительный результат определяется коэффициентом замещения (соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы типичного застрахованного лица), который регулируется 102-й конвенцией «О минимальных нормах социального обеспечения». Кроме того, к относительным относятся показатели как соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, соотношение объема страховых взносов на ОПС с объемом трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду на выплату страховых пенсий, соотношение трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду с ВВП, темп роста среднего размера страховой пенсии и другие, представленные в государственной программе Российской Федерации «Развитие пенсионной системы», которая на сегодняшний день еще не утверждена.

Но среди существующих показателей отсутствует такой показатель, который отражал бы эффективность деятельности системы ОПС в виде отдачи с точки зрения застрахованного лица, т. е. возврата объема уплаченных страховых взносов в виде пенсии или насколько эффективно работает страховой тариф. Такой показатель может быть определен как отношение полученной страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты) к уплаченным страховым взносам (в части индивидуального тарифа). По аналогии с показателем рентабельности продукции (Рпрод), которая выражается как отношение прибыли (Пр) к себестоимости (С) и используется на предприятии для выражения эффективности его деятельности в виде отдачи, т. е. доходности вложенных в предприятие средств, назовем наш новый показатель «рентабельность страховых взносов». В качестве прибыли будут выступать пенсионные права (отдача), в качестве себестоимости – уплаченные страховые взносы (затраченные средства):

рв = (п • г+св -1)-100%, (1)

где Рв – рентабельность страховых взносов; П – страховая пенсия без учета фиксированной выплаты в год назначения пенсии; г – период дожития пенсионера (количество прожитых лет застрахованным лицом на пенсии); П • г – пенсионные права, выраженные в рублях; СВ – уплаченные страховые взносы в части индивидуального тарифа.

Таким образом, с помощью показателя рентабельности страховых взносов можно определить:

1) выгоду, получаемую участниками страховой системы от уплаченных страховых взносов;

2) оценку качества управления денежными ресурсами Пенсионного фонда, в части адекватности расчета индексации размера пенсии и изменения баланса бюджета Пенсионного фонда;

3) давление демографической ситуации на распределительную систему ОПС.

Как социально-экономическая категория рентабельность страховых взносов выражает социально-экономические отношения между государством, плательщиками страховых взносов и получателями пенсий с точки зрения полученного финансового результата на затраченные денежные средства. Все эти отношения являются факторами изменения рентабельности страховых взносов.

С помощью показателя рентабельности страховых взносов мы сможем дать оценку того, сколько пенсии (дохода) приходится на единицу страхового взноса (на единицу затрат). Так, если страховые взносы – 1 руб. пенсия – 1 руб. то рентабельность составляет 0 %. Это означает, что участник получит пенсию ровно в таком размере, в каком были уплачены за него страховые взносы. Что бы размер рентабельности страховых взносов составлял больше 0 % государство должно обеспечить дополнительный прирост путем индексации размера пенсии. Если рентабельность меньше 0 % – это говорит о недоплучении средств застрахованными лицами.

Определим рентабельность страховых взносов на 2015 г.

Согласно федеральном закону «О бюджете Пенсионного фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) с 1 апреля 2015 г. утверждена в размере 71,4 руб. (СПК на 1 января 2015 г. утвержденная Федеральным законом «О страховых пенсиях», в размере 64,1, проиндексированная на инфляцию 2014 г. – 11,4 % [2]).

Рассчитаем, сколько нужно заплатить, чтобы получить 1 пенсионный коэффициент.

В федеральном законе «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год по формуле:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

ИПК = (СВ^ *НСВ^)-10, (2)

где ИПКi – индивидуальный пенсионный коэффициент; СВ – сумма страховых взносов, рассчитанная исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов; НСВ од I – нормативный размер

страховых взносов, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений, эквивалентном индивидуальной части тарифа, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; 10 – максимальное значение ИПК для застрахованного лица, которое не формирует пенсионные накопления за счет взносов на ОПС [8].

На 2015 г. максимальное значение ИПК, по информации Пенсионного фонда, составляет 7,39. Это связано с тем, что предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется с учетом повышающего коэффициента 1,7 в 2015 г. который постепенно возрастает до 2,3 к 2021 г. [7], значение ИПК в размере 10 устанавливается при условии действия максимального повышающего коэффициента к базе, поэтому на 2015 г. максимальное ИПК составит 7,39 (10 • (1,7 * 2,3)).

Предельная величина базы по состоянию на 2015 г. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации в размере 711000 руб. [3].

Следовательно, для получения 1 пенсионного коэффициента нужно заплатить следующий объем страховых взносов:

СВ. = 1-НСВ *7,39.

Получаем:

СВгод1 = 16% • 711000 * 7,39 = 15393.

Для получения двух ИПК нужно заплатить 30787 руб. и так далее.

Таким образом, внеся в систему страховой взнос в сумме 15393 руб. можно получить 1 ИПК. Определим, что можно получить от системы обратно.

П = СПК ипк • г. (3)

Объем полученных обратно средств напрямую зависит от периода дожития. До ввода новой пенсионной формулы страховые взносы формировали пенсионный капитал в рублях. В момент назначения пенсии капитал переводился в размер пенсии посредством деления на ожидаемый период выплаты (период дожития) (19 лет или 228 месяцев). С 1 января 2015 г. понятие «ожидаемый период выплаты» ушло из страховой системы.

Если принять для расчета используемый ранее период дожития, то 1 пенсионный коэффициент обеспечит пенсию в размере:

П = 71,4-1-228 = 16279.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Рентабельность страховых взносов составит:

Рв = (16279 * 15393 -1) -100 % = 5,76%.

Рентабельность больше 0 % говорит о том, что по состоянию на 2015 г. страховая система обеспечивает возврат страховых взносов в полном объеме. На 1 руб. взноса система возвращает 1,0576 руб. т. е. кроме возврата номинала взноса, государство обеспечивает дополнительную доходность в размере 5,76 %. Попробуем разобраться в том, как сложилась такая доходность.

Законодательно на 1 января 2015 г. была установлена СПК в размере 64,1 руб. Эта стоимость была определена в 2013 г. исходя из прогнозных параметров на 2014 г. В настоящее время мы уже имеем фактические данные по 2014 г. и можем рассчитать реальный СПК на 1 января 2015 г.

СПК\января 2015 (Т^инд База2014 * ИПКмакс2014) * 228, (4)

где СПК1ян 2015- СПК на 1 января 2015 г. рассчитанная на основе отчетных данных; Тинд – индивидуальная часть тарифа страховых взносов; База2014 – фактическое значение предельной величины базы для начисления страховых взносов; ИПКмакс2014- максимальное значение индивидуального

пенсионного коэффициента в 2014 г.; 228 – период дожития в месяцах.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.» предельная величина базы составила 624 тыс. руб. [4].

Размер повышающего коэффициента к предельной величине базы на 2014 г. можно определить, как отношение порога к средней заработной плате за 2014 г. (32496 руб. ) [6], увеличенной в 12 раз, получим – 1,6 (624000 * 32495 * 12). Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента в 2014 г. составит 6,93 (10 – (1,6 * 2,3)).

Получим, СПК на 1 января 2015 г. должна составлять 63,2 руб. ((16 % – 624000 * 6,93) * 228).

Получаем, что стоимость на основе отчетных данных меньше, чем стоимость, рассчитанная исходя из прогнозных значений и установленная в законе (63,2 руб. против 64,1 руб.). В результате неточной прогнозной оценки в 2013 г. СПК получилась завышенной, что дало 1,5 % дополнительной доходности.

Социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования имеют долгосрочные последствия. Поэтому оценка эффективности пенсионной системе на основе показателя рентабельности должна охватывать также долгосрочный период. Размер пенсии и страховые взносы ежегодно растут. Рост страховых взносов обусловлен ростом заработной платы. Рост пенсии согласно федеральному закону «О страховых пенсиях» определяется ростом СПК. СПК ежегодно увеличивается и устанавливается:

1) на 1 февраля – исходя из роста потребительских цен за прошедший год;

2) на 1 апреля – в соответствии с формулой:

СПК = (ОбССг + ТрФБ) * £ ИПК, (5)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

где СПК< - стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года; О6СС< - объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий; ТрФБ - трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий,

учитываемые для расчета СПКг; ^ ИПК – сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПК! [1].

Страховые взносы и трансферты представляют собой доходы Пенсионного фонда. Объем доходов, который должен поступить в Пенсионный фонд напрямую зависит от фонда заработной платы (ФЗП). Размер поступлений для выплаты пенсий действующим пенсионерам должен составлять 26 % с зарплат, входящих в ФЗП и ограниченных порогом предельной базы для начисления страховых взносов на ОПС, плюс 10 % с зарплат сверх установленного порога. Однако страховые взносы поступают в меньшем объеме. Это происходит по следующим основным причинам:

1) часть организаций и индивидуальных предпринимателей имеют льготы и платят по пониженным тарифам;

2) среди граждан 1967 г. и моложе наблюдается тенденция перехода в накопительную систему. Таким образом, из 26 % тарифа 6 % направляется в НПФ и не поступает в страховую систему.

Для того чтобы указанные причины не повлияли на уменьшение размера пенсии текущим пенсионером государство компенсирует недостачу из федерального бюджета в виде трансфертов. Отсюда можно определить максимальный рост СПК за год. Но при этом необходимо учесть, что Пенсионный фонд направляет свои доходы на выплату пенсии распределяя его по численности пенсионеров, которых становится с каждым годом все больше, поэтому увеличение СПК за год не может превышать роста ФЗП на одного пенсионера.

Исходя из этого формула динамики рентабельности страховых взносов может иметь следующий вид:

Рсв = (ТрФЗП * ТрЧислПенс) * (ТрСЗП), (6)

где ТрФЗП – темп роста фонда заработной платы; ТрЧислПенс – темп роста численности пенсионеров; ТрСЗП – темп роста средней заработной платы.

Для прогноза рентабельности страховых взносов в долгосрочной перспективе воспользуемся прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. Минэкономразвития России и данными прогноза Росстата по численности населения старше трудоспособного возраста [1; 5].

В соответствии с рассчитанной динамикой рентабельность страховых взносов будет иметь следующий вид на рисунке 1.

08% — 06%

^^—Рентабельность страховых взносов

Рис. 1. Рентабельность страховых взносов 2015-2030 гг.

Рентабельность ежегодно сокращается и достигает уровня ниже 0 % уже в 2019 г. Таким образом, с 2019 г. система возвращает меньше, чем забирает. К 2030 г. на 1 внесенный рубль мы получим 0,89 руб. т. е. страховая система учтет взносы только на 89 %. Взносы обесценятся почти на 11 %.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Дело в том, что индексация стоимости пенсионного коэффициента в целом ниже темпов роста средней заработной платы в экономике, от которого зависит темп роста страховых взносов в систему. Ежегодно расхождение будет накапливаться. Так например, при сохранении темпа роста макроэкономических показателей на уровне 2030 г. к 2075 г. обесценение составит почти 28 % (см. рис. 2).

Рис. 2. Рентабельность страховых взносов в 2030-2075 гг.

Отсюда можно сделать вывод, что слабое место в распределительной системе состоит в отсутствии принципа сохранения номинала взносов.

За те же взносы будет полагаться все меньший размер пенсии. А к моменту выхода на пенсию для конкретного человека этот эффект окажется максимальным.

Основной причиной обесценения пенсионных прав в страховой системе является демографическая ситуация – в предстоящие годы прогнозируется снижение соотношения численности населения в трудоспособном возрасте и численности населения старших возрастов. В настоящее время оно составляет 2,68, т. е. на двух пожилых людей приходится около пяти лиц, которые могут работать. К 2031 г. это соотношение снизится до 1,97 [1].

Таким образом, принимая во внимание демографические вызовы необходимы дополнительные меры по повышению эффективности пенсионной системы, например повышение пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста, конечно, не выровняет рентабельность страховых взносов, но позволит сохранить более высокий уровень пенсий.

Библиографический список

1. Демографический прогноз Росстата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://www. gks. ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения. 17.01.2016).

2. Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2016 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://www. gks. ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (дата обращения. 17.01.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения. 17.01.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения. 17.01.2016).

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://economy. gov. ru/ minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108_5 (дата обращения. 17.01.2016).

6. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs (дата обращения. 17.01.2016).

7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения. 17.01.2016).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения. 17.01.2016).

Обязательное пенсионное страхование

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т. е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Обязанности страховщика

Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

  1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
  2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
  3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
  4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
  5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
  6. Целевое использование аккумулированных средств.
  7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
  8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Обязанности застрахованных лиц

В обязанности застрахованных лиц входит:

  1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
  2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
  3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
  4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
  5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *