Кто может оформить пенсионные выплаты досрочно

Для назначения пенсии достаточно сведений о заработке только после 1 июля 2000 года

Содержание:

Кто может оформить пенсионные выплаты досрочноПенсионная реформа может изменить порядок расчета выплат

«ФАКТЫ» продолжают рассказывать о назначении пенсий. В прошлых номерах (от 21 и 28 июля, а также от 4 и 11 августа) речь шла о том, в каком возрасте люди имеют право выходить на пенсию, что такое страховой стаж, какие пенсии облагаются налогом и как выплачиваются пенсии работающим людям. Сегодня же «ФАКТЫ» вместе с директором департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Ириной Ковпашко приступают к самому интересному: мы поговорим о том, как рассчитывают сумму пенсии и какую роль в ее размере играет средняя зарплата человека.

— От чего зависит размер пенсии?

— От двух факторов: длительности страхового стажа и величины заработка. То есть как долго человек платил взносы в Пенсионный фонд и в каком размере.

О продолжительности уплаты взносов свидетельствует страховой стаж. А об их размере говорит его зарплата. Причем та зарплата, из которой человек уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд. Иными словами, при назначении пенсии учитываются только легальные доходы. И если работник получает официально полторы тысячи гривен, а еще 10 тысяч — в «конверте», то при расчете пенсии его заработок составит только те полторы тысячи, которые прошли «по ведомости». Остальная сумма зарплаты не учитывается.

— А если ему предприятие выдаст справку о том, что его зарплата в 2015 году составляла 10 тысяч?

— Пенсионный фонд имеет полную информацию обо всех официальных заработках наших граждан начиная с 2000 года. И с 2004 года при назначении пенсии для исчисления зарплаты за период трудовой деятельности с 1 июля 2000-го мы не используем никаких справок. Кстати, одной из причин этого решения стала та самая ситуация, о которой вы сказали, оказалось много, мягко говоря, недостоверных справок.

— Вдруг у человека при Союзе была хорошая зарплата и он хочет ее учесть?

— До октября 2011 года для назначения пенсии в обязательном порядке учитывались сведения за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года и за все месяцы страхового стажа после 1 июля 2000-го до месяца обращения за пенсией. И тогда все обязаны были предоставить справки о заработке за период до июля 2000 года. Но с 2011-го для назначения пенсии достаточно сведений о зарплате только за один период — после 1 июля 2000 года, поскольку данные об этих заработках внесены в систему персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины. И мы назначаем пенсию исходя из той заработной платы, которая зафиксирована в личном деле человека в этой системе. При условии, что с июля 2000 года он имеет страховой стаж не менее 60 календарных месяцев.

А если стаж после 2000 года составляет меньше 60 календарных месяцев, обязательно подается справка о зарплате до 2000-го.

— Значит, при наличии достаточного стажа после 2000 года нет возможности учесть свой заработок до этого времени? Даже если человек получал хорошую зарплату при Союзе?

— Вы правы, люди, которые имели в СССР высокооплачиваемую работу, занимали руководящие должности, трудились на Севере, вели научные разработки, публиковали статьи, действительно настаивали на том, чтобы их прежний высокий заработок принимался во внимание. И такую возможность им предоставили: при желании человек имеет право подать для назначения пенсии также сведения за любые 60 календарных месяцев работы подряд до 1 июля 2000 года.

В то же время должна отметить, что законодательство определяет максимальную сумму, выше которой взносы на социальное, в том числе пенсионное, страхование быть не могут.

— Зачем было сделано такое ограничение?

— Это мировая практика — определять минимальную и максимальную суммы дохода для начисления страховых взносов.

Отмечу, что максимальный размер зарплаты был введен еще 1 июля 1998 года и в то время составлял 1000 гривен. В дальнейшем он постепенно увеличивался — до 1 тысячи 600 гривен, потом до 2 тысяч 200 гривен и так далее.

С 2004 года, после введения в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», мы отказались от фиксированных цифр и привязали максимальный доход, на который начисляются страховые взносы, к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. С 2004 года этот доход составлял 15 прожиточных минимумов. После старта предыдущей пенсионной реформы (с 1 октября 2011 года) был увеличен до 17 размеров. А с 1 января 2016 года — до 25 минимумов (см. таблицу. — Авт.). И уже есть предложение поднять максимальный размер до 15 минимальных зарплат (напомню, что размер минимальной зарплаты с 1 января 2017 года составляет 3 тысячи 200 гривен).

— И как работает такое ограничение максимальным размером?

— Из суммы, которая выше определенного уровня, страховые взносы не платятся. И впоследствии, при назначении пенсий, принимаются во внимание зарплаты в пределах этих ограничений. Например, человек в июле 2010 года получил 15 тысяч гривен. В то же время из-за ограничения социальные сборы уплатил только из 13 тысяч 320 гривен. Так вот, именно эти 13 тысяч 320 гривен и учитываются как заработок за июль 2010 года при расчете пенсии.

— Допустим, известен стаж человека, известны суммы его заработков. Как рассчитывается размер пенсии?

— А дальше его заработок осовременивается.

О том, как именно осовременивается зарплата при назначении пенсии, по какой формуле рассчитываются пенсионные выплаты и как собираются осовременить пенсии в ходе новой реформы, мы расскажем в следующей публикации.

Напоминаем, что при Пенсионном фонде Украины с понедельника по пятницу, с 8.00 до 20.00, а в субботу — с 8.00 до 14.00 работает контакт-центр: 0−800−503−753. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.

Пенсионная реформа: спецпенсий не будет, но появятся накопительные счета

Напомним, что формально спецпенсий у нас в стране нет с 1 июня 2015 года. Тогда правительству с трудом удалось провести данное решение через парламент. Было это так: в марте 2015-го приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Он прямо предписывал Кабинету министров до 1 мая 2015 года подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады проект закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных (кроме пенсий военнослужащих и научных работников), на общих основаниях.

И самое главное: в этом же документе было указано: «В случае непринятия до 1 июня 2015 года закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях уже с 1 июня 2015 года отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначаются в соответствии с законами Украины „О государственной службе“, „О прокуратуре“, „О судоустройстве и статусе судей“, „О статусе народного депутата Украины“, „О Кабинете министров Украины“, „О судебной экспертизе“, „О Национальном банке Украины“, „О службе в органах местного самоуправления“, „О дипломатической службе“, а также согласно Налоговому и Таможенному кодексам Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины».

Кабинет министров необходимый для пенсионной реформы пакет законопроектов внес в парламент в указанные сроки — 30 апреля. А вот рассмотреть его Верховная Рада… не успела. Поэтому правительство поступило так, как указано в законе: прекратило назначение спецпенсий с 1 июня. В то же время выплату оформленных ранее специальных пенсий не отменили. Кроме того, продолжили предоставлять повышенные пенсии военнослужащим, чернобыльцам, научным работникам, а также людям, трудившимся в особо вредных и тяжелых условиях.

В ходе нынешней реформы восстанавливать спецпенсии, конечно же, не будут. Более того, реформа введет единые правила определения размеров пенсий. Для всех, кроме военнослужащих.

На практике это означает, что никаких специальных, льготных и так далее пенсий существовать не будет. С 1 января 2018 года также отменят назначение пенсии за выслугу лет преподавателям, медикам, социальным работникам… Такие пенсии будут оформляться только военнослужащим.

Но ведь как-то же нужно компенсировать людям тот вред, который был нанесен их здоровью во время работы на опасных производствах, и позволить им выходить на пенсию раньше! Поэтому было решено оставить досрочный выход на пенсию граждан, работавших на вредном производстве, однако финансировать его несколько иначе.

По ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, работавших на вредных производствах и имеющих право досрочно выйти на заслуженный отдых, должны возмещать предприятия. Однако такие предприятия часто не платят компенсации Пенсионному фонду. В результате их задолженность перед фондом уже достигла 10 миллиардов гривен.

Поэтому система финансирования досрочных пенсий будет изменена. Во-первых, предприятия с вредными или опасными условиями труда вместо компенсации будут платить повышенный единый социальный взнос (ЕСВ) за своих работников, занятых на вредных производствах: дополнительно 15 процентов — за сотрудников из «списка номер № 1» и 7 процентов — за всех остальных.

Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019-го за работников моложе 35 лет будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Деньги будут инвестироваться и приумножаться для того, чтобы после выхода на заслуженный отдых такие работники получали пенсии из двух источников: солидарной (обычная, как для всех граждан) системы и накопительной (деньги, собранные на индивидуальном счете благодаря взносам предприятия за «вредную» работу).

К списку статей Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Пенсионная реформа на Украине. Как власть обманула население

© пресс-служба Кабмина Украины | Перейти в фотобанк

Верховная Рада в октябре 2017 года приняла одну из самых скандальных реформ Украины – пенсионную. Премьер-министр Гройсман тогда обещал улучшить качество жизни пенсионеров, попутно назвав пенсионную реформу историческим решением

Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Не разгуляешься

Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%. Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему

Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).

При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.

Обвели вокруг пальца

Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.

С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа

И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.

Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.

Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.

Псевдореформа

Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.

Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».

Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще. Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету

В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.

Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.

© РИА Новости, Павел Паламарчук | Перейти в фотобанк

Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.

Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.

Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.

Кто прокормит пенсионеров

Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины

© пресс-служба НБУ

По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.

Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.

Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Два пути спасения

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко. чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине

«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.

Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.

Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина. ру Олег Устенко .

И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.

Об индексации пенсии и досрочном выходе на заслуженный отдых

№12 (10126) // 03 февраля 2015 г.

О пенсии

На вопросы читателей, касающиеся пенсионного законодательства, отвечает заместитель начальника управления ПФУ Суворовского района г. Одессы Татьяна Плитусяк:

«После выхода на пенсию я продолжал трудиться, затем три года не работал, а в прошлом году с 1 августа опять устроился на работу. В районный отдел ПФУ сообщил об этом в середине сентября. С октябрьской пенсии сняли 300 грн. Но добавка к моей пенсии была еще в июле — около 80 грн. а в августе-сентябре никаких доплат не было. Почему с моей пенсии сняли такую большую сумму? Может, вступило в силу какое-то неизвестное мне постановление об уменьшении пенсий работающим пенсионерам?» — Иван Жевазин.

— Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (ч. 3 ст. 42 с учетом реформирования пенсионной системы с 01.10.2011) предусмотрено, что в связи с повышением прожиточного минимума пенсии пересчитываются неработающим пенсионерам. На работающих пенсионеров эта норма не распространяется. Только после увольнения с работы проводится перерасчет пенсии из расчета прожиточного минимума по состоянию на дату увольнения.

Напомню, что при выходе на пенсию заявитель предупреждается, в чем лично расписывается, что он обязан уведомлять орган, который назначает пенсию, об обстоятельствах, существенно влияющих на размер пенсии, — о трудоустройстве, увольнении, перемене места жительства, выезде за границу и др. Когда пенсионер информирует об изменениях в его жизни своевременно, подобных недоразумений не возникает.

Что касается конкретного вопроса, то для выяснения образовавшейся задолженности в сумме 300 грн. заявителю необходимо обратиться в управление ПФ по месту жительства.

«Я родилась 17 ноября 1958 года, мне 56 лет, трудовой стаж 32 года. Могу ли я выйти на пенсию и сколько примерно буду получать?» — Татьяна Карева.

— Согласно статье 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» женщины, родившиеся в период с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года имеют право выхода на пенсию после достижения 57 лет 6 месяцев при наличии страхового стажа не менее 15 лет. Размер пенсии определяется в индивидуальном порядке в зависимости от коэффициента страхового стажа и средней заработной платы, которая определяется по нормам статьи 40 вышеуказанного Закона.

«Судя по всему, индексации подлежат пенсии, которые больше прожиточного минимума. В накладе остаются люди, давно вышедшие на пенсию, у них перед уходом на заслуженный отдых было небольшая зарплата, сейчас они выживают на мизерные пенсии. Индексация должна помогать, прежде всего, этим людям, чтобы они не считали копейки. Вот у меня, например, пенсия чуть больше тысячи гривен. Объясните, как индексируются пенсии и кого в первую очередь это касается?» — Людмила Коростелькина.

— Согласно ч. 2 «Порядка индексации денежных доходов населения» (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 с изменениями), индексации подлежат пенсии, стипендии, оплата труда, денежное обеспечение военнослужащих и другое. Согласно ч. 3 этого Порядка, не индексируются социальные выплаты (пенсии, в том числе и дополнительные, повышения, компенсации, надбавки и другие доплаты), размер которых определяется в зависимости от прожиточного минимума.

Таким образом, пенсии, в состав которых входит доплата до прожиточного минимума, не подлежат индексации. Это пенсии, основной размер которых меньше 949 грн. (прожиточный минимум с 1.12.2013 по настоящее время), в связи с чем осуществляется доплата до минимального уровня пенсионного обеспечения, который не может быть меньше прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

«На днях мне исполнится 55 лет, стаж — 35 лет. На предприятии я попадаю под сокращение, могу ли в январе 2015 года оформить пенсию?» — Людмила Р.

— Правом досрочного выхода на пенсию по возрасту до 1 января 2015 года пользовались женщины после достижения 55 лет, при наличии страхового стажа не меньше 30 лет и при условии увольнения с работы. Верховная Рада продлила срок досрочного выхода на пенсию женщин, которым исполнилось 55 лет, до 2022 года. После подписания этого закона Президентом Украины вы сможете уйти на пенсию, при этом за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию ваша пенсия уменьшится на 0,5 процента.

«Моя мама инвалид детства 2-й группы. Ей 50 лет, она хочет уйти с работы по состоянию здоровья, имеет стаж работы 34 года. Может ли она уйти на пенсию, не дожидаясь наступления пенсионного возраста, и какая в этом случае у нее будет пенсия?» — Юлия Левшина.

— Поскольку мама заявительницы является получателем пенсии по инвалидности, право перехода с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту определяется в зависимости от даты рождения согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», то есть сейчас уйти на пенсию по возрасту она права не имеет. Размер пенсионного обеспечения определяется в зависимости от страхового стажа, средней заработной платы для расчета пенсии и года первичного выхода на пенсию.

«По новому законодательству моя мама должна идти на заслуженный отдых через год. В связи с реорганизацией производства ей пришлось уйти на пенсию раньше, из-за чего она потеряла в деньгах. Я слышала, что можно заплатить взносы в Пенсионный фонд и не терять проценты своей пенсии. Это возможно?» — Полина А.

— Порядок добровольного участия лица, заключившего договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, предусмотрен статьей 10 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Сейчас ответственной стороной по заключению соответствующего договора является государственная налоговая инспекция. Поскольку ваша мама уже на пенсии, заключить договор добровольного страхования нельзя. Такой договор заключается перед выходом на пенсию. Однако, если мама откажется от пенсии и отработает недостающий год, ее пенсия будет пересчитана с учетом этого периода.

«У меня вот какая ситуация: с мая 2014 года предприятие не выплачивало своим работникам зарплату, соответственно, в Пенсионный фонд не перечислялись страховые взносы, а персоналу не засчитывался страховой стаж. Мне 56 лет, я хочу выйти на досрочную пенсию. Возможно ли после того, как предприятие перечислит Пенсионному фонду задолженность по страховым взносам, пересчитать мою пенсию и вернуть удержанные за это время 3,5 процента?» — Людмила Баранник.

— По законодательству, страховой стаж — это период, на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в суме не меньше минимального страхового взноса.

В случае погашения предприятием задолженности по уплате страховых взносов, по вашему личному заявлению пенсия будет пересчитана с учетом большего стажа и заработной платы.

«Накануне выхода на пенсию я почти весь месяц была в отпуске за свой счет. Засчитают ли этот месяц в мой страховой стаж?» — Евгения Кораблева.

— В страховой стаж засчитывается период, в течение которого ежемесячно уплачивались страховые взносы. Таким образом, месяц отпуска без содержания в страховой стаж не засчитывается. Перед выходом на пенсию вы могли заключить договор о добровольном участии в пенсионном страховании и уплатить взносы за этот месяц. Сейчас, когда вы получили статус пенсионера, такой договор заключить невозможно.

Подготовила Валентина Онькова

О назначении льготной пенсии педагогическим работникам

Пенсионная реформа вызвала много шума. Еще не все успели вникнуть в суть изменений, которые во многом затрагивают работников образования. Несмотря на то, что педагогические работники имеют льготные условия получения пенсии, возникает множество спорных моментов в процедуре ее оформления. Кому полагается льготная пенсия? Как начисляется? Можно ли выйти досрочно? Какие нюансы необходимо учесть? Давайте разбираться.

May 25, 2017

Сегодня не существует такого понятия как пенсия за выслугу лет педагогическим работникам. Данная категория работников осуществляет свою деятельность в особых условиях труда. Поэтому для нее предусмотрен ряд государственных привилегий. Государство гарантирует педагогам возможность выйти на заслуженный отдых раньше большинства работающих граждан.

Ввиду многочисленных изменений, каждый педагог задается вопросом: каким теперь станет льготный стаж?

Отметим, что льготная пенсия имеет сходство с трудовой пенсией по старости. Однако получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого подпадает под определенные условия.

Ранее пенсия для педагогов начислялась с учетом выслуги лет. Выходить на пенсионный отдых, согласно законодательству, можно было в том случае, если стаж работы был не менее 25 лет.

С введением страхования пенсионных взносов, обязательных для всех граждан, пенсионные начисления перестали насчитываться с учетом выслуги лет. Стали использоваться новые правила исчислений: учитывается льготный стаж работников, а право досрочно уходить на пенсию так и осталось за педагогами.

Нормативная база

Чтобы учесть все нюансы пенсионной реформы, необходимо понять, какое законодательство регулирует данную деятельность.

Для оформления льготной педагогической пенсии на 2017 год актуальны следующие законодательные акты:

    ФЗ «О страховых пенсиях» ( ст. 30−31); Постановление Правительства РФ № 665 от 16.07.14 года ; Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.02 года.

Внимание! Теперь в 25 лет стажа входят те годы, которые человек потратил на собственное образование, но если педагогическая деятельность осуществлялась им до момента начала учебы и после ее окончания. Также если человек до 2016 года работал в педагогическом учреждении, соответствующему списку льготных категорий, то в стаж войдет вся выполняемая работа.

Не все категории педагогических работников могут обладать правом на льготную пенсию

Государство определило круг должностей работников образования, которые имеют такое право:

    директор; заместители руководителя, занимающиеся осуществлением образовательного процесса; заведующий учебной частью; помощник директора по режиму; старший дежурный по режиму; дежурный по режиму; преподаватель; старший преподаватель; воспитатели детского сада всех уровней; учителя школ, педагоги и методисты с совмещением должности воспитателя; мастер производственного обучения; специалисты — устроители внеурочных мероприятий; педагоги, являющиеся одновременно психологами; логопеды, учителя, исполняющие обязанности логопеда; учителя музыкальных школ, физического воспитания, социальные педагоги, преподаватели, ведущие тренерскую деятельность; педагоги, работающие по дополнительным образовательным программам; отдельные специалисты.

Важно отметить, что льготная пенсия будет назначена только при условии, если педагог отработал не менее 25 лет в конкретном образовательном учреждении:

    начальные, средние школы, специализированные лицеи и гимназии; общеобразовательные школы для детей-сирот, детей с физическими, психическими дефектами, отстающими в развитии; кадетский корпус; военно-морские училища; детские дома; интернаты для детей, не достигших совершеннолетия; школы санаторного типа; детские сады и ясли; образовательные центры для одаренных детей; коррекционные и специальные образовательные учреждения всех типов, включая закрытого типа; учреждения начального и среднего профобразования, включая училища, техникумы; школы по специальным направлениям, например, музыкальные или художественные; диагностические центры; реабилитационные центры для выздоравливающих детей после перенесенных травм и заболеваний; учреждения дополнительного образования.

Внимание! Необходимо сверить, правильно ли в трудовой книжке записана ваша должность. Зачастую противоречия могут привести к конфликтным ситуациям с работодателем, а иногда и к судебному спору.

Условия назначения

Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:

    стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент; выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах; должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.

Что понимается под формулировкой «полный рабочий день»?

Необходимо понимать, что для выхода на пенсию досрочно педагог должен отработать определенное количество часов, предусмотренное в полной ставке по выплате заработной платы.

Давайте разберем некоторые категории педагогических работников.

Не менее 36 часов за рабочую неделю должны отработать:

    учителя, преподающие психологию; преподаватели, занимающиеся физическим и трудовым воспитанием детей; работники библиотек и специальные методисты.

Не менее 30 часов за трудовую неделю воспитатели детских образовательных учреждений.

Около 25 часов и более должны в течение недели отработать учителя, обучая детей с ОВЗ.

Не менее 20 трудовых часов еженедельно должно быть отработаны логопедами, дефектологами, которые ведут свою деятельность в школьных или дошкольных учреждениях.

Для некоторых педагогических работников предусмотрена индивидуальная система зачета стажа. Это относится к:

    заведующим детских домов и интернатов; учителям музыки; преподавателям младших классов, которые ведут свою деятельность в сельской местности.

Что не входит в стаж?

    отпускной учебный период; неоплачиваемый отпуск; период по уходу за новорожденным или инвалидом (исключение: в стаж работы включаются отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, имевшие место до 6 октября 1992 года); невыход на работу без уважительных причин; временный переход на другую работу или подработку.

Внимание! Если педагог начал свою деятельность до 1 сентября 2000 года, то этот период будет учитываться полностью при назначении льготной пенсии. Главное условие — наличие соответствующих записей в трудовой книжке.

Процедура оформления

Для оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо обратиться в региональное отделение Пенсионного фонда РФ (либо по месту прописки) со следующим списком документов:

    паспорт гражданина РФ; трудовая книжка; военный билет (для мужчин); свидетельство о регистрации рождения ребенка; СНИЛС; заявление на досрочные льготы; справки о доходах за последний год; уточняющая справка.

Документы для оформления льготной пенсии можно подавать лично, через представителя или воспользоваться электронной системой. Срок рассмотрения заявления — до 10 дней.

Следует отметить, что при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам возникает много вопросов по подтверждению льготного стажа. Поэтому лучше заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР.

Распространенные ошибки

Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.

Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.

Внимание! Педагог, продолжающий работать в образовательной организации, может не использовать право на получение пенсионных выплат досрочно. Однако право на их применение остается за ним в обязательном порядке.

Таким образом, можно проследить ряд некоторых изменений в пенсионной реформе, применимых для педагогических работников с 2017 года. Эффективность таких изменений пока остается под вопросом…

Здесь вы сможете найти вопросы ваших коллег с ответами нашего юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

Главное о пенсионной реформе. Чего ждать нынешним и будущим пенсионерам

В Украине задним числом пересчитают выплаты почти 9 миллионам пенсионеров.

Украинским пенсионерам задним числом, с 1 октября, повысят выплаты на 200-1000 грн.

Это следует из правительственного законопроекта, который приняла Верховная Рада . Правда, документ еще не вступил в силу, поскольку его не подписал президент.

1

  • Twitter

    ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ ПЕНСИЙ С 1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА

    С 1 октября в Украине осовременят (повысят) пенсии. Минимальная пенсия теперь составляет 1452 грн – для тех, у кого достаточно стажа (была – 1312 грн). Минимальная пенсия для тех, у кого не хватает стажа, выросла с 949 грн до 1373 грн.

    В среднем пенсии вырастут на 700 грн. Универсального калькулятора, с помощью которого можно было бы самостоятельно определить сумму надбавки, нет. Размер выплат каждому определять индивидуально, учитывая размер зарплаты и стаж.

    Почему нужно осовременивание? Потому что люди, которые проработали одинаковое количество лет в одной отрасли, но вышедшие на пенсию в разные годы, получают разные пенсии, размеры которых могут отличаться в три раза. Скажем, шахтер со страховым стажем 46 лет вышел на пенсию в 2008-м – получает 3311,87 грн. А другой шахтер с таким же страховым стажем вышел на пенсию в 2016-м – и получает 8446,21 грн. Такая большая разница из-за того, что пенсия украинцев зависит от трех показателей: зарплаты работника, стажа и показателя средней зарплаты в Украине. который применяется при исчислении пенсии. Средняя зарплата растет с каждым годом, поэтому пенсии украинцев должны осовремениваться. Однако последний раз такое осовременивание произошло в 2012-м, а применили тогда средний показатель зарплаты в Украине вообще за 2007 год – 1197,91 грн. За последние годы показатель средней зарплаты вырос в три раза, а пенсии выросли минимально. Сейчас две трети выплат даже не достигают размера прожиточного минимума.

    Поэтому будут пересчитаны и осовременены все ранее назначенные пенсии по единым правилам расчета пенсии, независимо от того, в каком году была назначена пенсия по материалам пенсионных дел, уверяют в Министерстве социальной политики. За основу будут принимать единый для всех показатель средней зарплаты за последние три года (2014-2016) в размере 3764,4 грн. Также будут учитывать показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, установленного госбюджетом на 1 декабря 2017 года увеличенного на 79 грн (1373 грн + 79 грн = 1452 грн), вместо такого показателя по состоянию на 1 октября 2017-го (1312 грн). К прожиточному минимуму привязан размер минимальной пенсии.

    Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров?

    3 октября парламент принял пенсионную реформу – правительственный законопроект, который предполагает ряд изменений в законы Украины, связанные с пенсионным обеспечением. “ГОРДОН” изучил документ и разобрался, какие новшества ждут нынешних и будущих украинских пенсионеров, а какие нормы останутся без изменений.

    Возраст выхода на пенсию новый закон не повышает, но он вводит новые требования к страховому стажу

    Заместитель главного редактора

    Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614. Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом – с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

    Пенсионный возраст

    Постепенное повышение требований к стажу

    Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

    До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м – 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

    Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году – от 15 до 25 лет, с начала 2019-го – от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

    С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

    С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

    Пенсионный возраст для женщин

    Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех – 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”. Но в соответствующую статью добавили условие – для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами – в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

    Для остальных действует такой график:

    • 55,5 года – для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
    • 56 лет – для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
    • 56,5 года – для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
    • 57 лет – для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
    • 57,5 года – для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
    • 58 лет – для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
    • 58,5 года – для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
    • 59 лет – для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
    • 59,5 года – для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.
    • к 2028 году пенсионный возраст мужчин и женщин будет составлять 60 лет, а минимальный стаж для выхода на пенсию – 35 лет

  • выйти на пенсию можно будет и с меньшим стажем, но позже: после 63 или 65 лет
  • со стажем в 40 и больше лет с 2028 года можно будет уйти на пенсию в любом возрасте
  • Досрочные пенсии

    Для отдельных категорий граждан по-прежнему предусмотрен досрочный выход на пенсию.

    Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

    Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

    Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

    Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы – мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

    Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

    Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

    Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, – в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

    Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону “О пенсионном обеспечении”. также смогут ее получить.

    • досрочные пенсии для ряда льготных категорий сохраняются

    Особенности вычисления страхового стажа

    Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить – за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

    В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

    С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

    Размер пенсий

    Пенсии будут пересчитаны задним числом – с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014–2016 годы “с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%”, сказано в законопроекте, а в течение 2018 года – средний показатель за 2016–2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как сообщал министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

    Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

    С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30–35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

    Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

    Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

    Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

    Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов (“О Кабинете Министров Украины”, “О госслужбе”, “О судоустройстве и статусе судей” и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою “старую” пенсию.

    В 2019–2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

    • минимальная пенсия составит в 2017 году 1452 грн

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *