Нюансы кадастровой стоимости земельного участка особые случаи

Нюансы кадастровой стоимости земельного участка: особые случаи

Содержание:

Нюансы кадастровой стоимости земельного участка особые случаиОпределение кадастровой стоимости земельного участка представляет собой сложную процедуру, в процессе произведения которой учитывается множество факторов, влияющих на конечную сумму. В настоящее время заметно участились случаи запросов переоценки показателя, поскольку многие экспертизы не отражают ни актуальные потребности рынка недвижимости, ни платежеспособность населения страны.

Оглавление

Порядок определения суммы

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость земельного участка. необходимо собрать некоторые сведения. Следует помнить, что земля страны подразделяется на несколько категорий, зависящих от целевого назначения участка, который является объектом налогообложения.

Так, можно выделить зоны, отведенные для осуществления сельскохозяйственной деятельности и производства, заповедные территории, на которых любая человеческая деятельность запрещена законом РФ, и т. д.

Чтобы запросить кадастровую оценку, владелец недвижимости земельного типа должен сделать следующее:

  • собрать пакет требующих документов, среди которых должна быть документация, подтверждающая факт владения участком;
  • обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр для назначения экспертизы;
  • позволить независимым специалистам произвести оценку и анализ участка;
  • получить результаты и оспорить их при помощи одного из вариантов (комиссия или суд ) при необходимости.

Так как кадастровый показатель рассчитывается на основании нескольких цифровых значений, следует помнить, что без наличия требующихся сведений самостоятельно рассчитать даже примерную сумму невозможно.

Выделяют такую важную информацию:

  • удельный показатель;
  • целевое назначение земли;
  • полная площадь участка.

Существует индивидуальная и общая оценка. Различия основываются на том, что при общей экспертизе всем участкам одной категории начисляется одна и та же стоимость за один квадратный метр. Индивидуальная же оценка позволяет говорить о конкретных особенностях участка и с их учетом формировать реальную стоимость земли.

Особые случаи и особенности расчета

Удельные показатели кадастровой стоимости представляют собой цену за один квадратный метр земли, являющейся объектом налогообложения. Она умножается на общую площадь участка, о котором идет речь. Следует упомянуть, что для кадастровых кварталов удельный показатель может различаться.

Наличие средних показателей для земельных участков определяет их функциональное назначение. Благодаря им производится общая оценка, оспаривание которой происходит посредством комиссии или в судебном порядке.

Изменение показателя

Если владельца недвижимости, относящейся к земельной категории, не устраивает полученная кадастровая оценка, он имеет право подать заявление на её пересмотр. Для этого необходимо соблюдать такую последовательность действий:

  1. Получение информации, касающейся кадастровой экспертизы. Заявление на данные сведения подается в государственные инстанции, являющиеся ответственными за учет государственного кадастра.
  2. Сбор необходимых документов. Пакет документации отличается в зависимости от причины, которая вынудила владельца земельного участка прибегнуть к пересмотру оценки. В случае неточности информации об участке необходимо представить доказательство того, что сведения не являются достоверными. При несогласии со стоимостью подается отчет, устанавливающий рыночную стоимость. Кадастровый паспорт и копия документа, свидетельствующего о праве владения, понадобятся в любом случае.
  3. Написание заявления в установленной форме, которое запрашивает пересмотр оценки кадастровой экспертизы.

Рассмотрение заявления обычно занимает один месяц. Если не собрать все упомянутые документы, то оно не будет принято.

Когда кадастровая оценка выше рыночной?

Кадастровая стоимость может превышать стандартный показатель в тех случаях, когда:

  • оценка неактуальна, поскольку была произведена достаточно давно или если за период времени, прошедший с момента последней экспертизы, в экономике страны произошли слишком явные изменения;
  • во время экспертизы использованы необъективные сведения (не учитывается состояние рынка, баланс спроса и предложения, платежеспособность населения и другие индивидуальные особенности земли);
  • на рынке земельной недвижимости наблюдается значительный спад спроса на фоне серьезных экономических изменений в стране.

В некоторых случаях оба показателя могут быть равны. Это происходит в тех случаях, когда спрос на конкретный земельный участок резко падает в связи с агрессивными внешними факторами (соседство с промышленными постройками, природные катаклизмы и т. д.) Если кадастровый показатель выше, это значит, что оценка неточна или рыночная стоимость участка слишком низкая из-за одного из упомянутых нюансов.

Под кадастровой стоимостью земли подразумевается конкретная сумма, расчет которой производится при оценке земли государством и находится в зависимости от ее целевого назначения и расположения.

Сведения о кадастровой оценке земли необходимы при :

  • Вычислении ряда важнейших платежей: земельного налога, платы на аренду или пользование землей;
  • Расчете стоимости земли при произведении ее выкупа из собственности государства или муниципалитета.

Кадастровая оценка производится в массовом порядке и может быть сопряжена с большим количеством ошибок и неточностей. Нередки случаи непреднамеренного завышения кадастровой стоимости, что прямым образом ущемляет права собственников. В таких случаях рекомендуется производить оспаривание кадастровой стоимости земли.

Причины для пересмотра

Результаты кадастровой оценки согласно современному законодательству подлежат оспариванию. Основанием для этого является:

  • Недостоверная информация о земле, задействованная для оценки кадастровой стоимости;
  • Установление рыночной стоимости на число, по состоянию которого была произведена оценка кадастровой стоимости.

Опровержение установленной кадастровой стоимости может производиться по двум схемам:

  • специальной комиссией;
  • в ходе судебного слушания.

Физические лица не обязываются законодателем обращаться в комиссию, а могут сразу в суд направить исковое заявление. Юридические лица, органы местного самоуправления и госвласти обязаны подать ходатайство в комиссию и лишь по результатам ее работы обратиться в суд.

Внесудебный процесс

Оспаривание кадастровой стоимости путем рассмотрения через комиссию возможно на протяжении 5 лет после занесения в Росреестр данных о недвижимости и до новой оценки стоимости.

Для подачи документов в комиссию подготавливаются:

  • Заявление с указанием причин пересмотра;
  • Выписка из ЕГРН, говорящая о настоящей кадастровой стоимости;
  • Правоустанавливающие документы на землю;
  • В зависимости от причин оспаривания: документы, которые подтверждают недостоверные сведения, положенные в оценку земли или оценка рыночной стоимости земли.

На рассмотрение поданного заявления комиссия имеет 1 месяц. Заявитель может присутствовать на комиссии по своему делу. Если комиссия принимает решение удовлетворить иск, то об этом направляется уведомление в Росреестр.

Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке

Оспаривание кадастровой стоимости земли в суде связано с рядом нюансов. Особые сложности вызывает составление искового заявления, которое должно содержать всю исчерпывающуюся информацию об участке, его кадастровой стоимости, выводах проведенных экспертиз, если таковые проводились. Окончательное решение суда зачастую опирается именно на решение привлеченных экспертов-оценщиков. Экспертиза может быть проведена в досудебном порядке или инициирована в ходе суда.

Эксперты отмечают, что нередко в ходе подобных оценочных мероприятий кадастровая стоимость возрастает от 20 до 50%, а не снижается, как того ожидают истцы.

С этим связаны рекомендации проводить обжалование кадастровой стоимости через суд с грамотным юристом, который составит исковое заявление и сопроводит дело в ходе судебных разбирательств.

Специалисты «КГТ-Право» имеют богатый опыт в области земельных отношений и помогут Вам успешно оспорить кадастровую стоимость.

Стоимость услуг юриста — от 70 000 руб.

Налог на имущество с 2015 года начал переходить на новый порядок, который предполагал начисления не на основе инвентаризационной стоимости, а по кадастровой. Кадастровая стоимость достаточно приближена к рыночной, что существенно сказывается на размере налога.

Первоначально нововведение было запущено в нескольких регионах страны, к 2020 году эта система станет повсеместной.

Не исключение случаи, что кадастровая стоимость значительно выше рыночной. Эти ситуации связаны с ошибками и неточностями, допущенными при кадастровой оценке. ФЗ №135 «Об оценочной деятельности» регламентирует проведение переоценки с периодичностью 2-5 лет в зависимости от местоположения недвижимости.

Законодательство предоставляет владельцам недвижимости право оспаривать кадастровую стоимость, что позволяет не переплачивать налог и не ждать пересмотра кадастровой стоимости государством.

Способы оспорить кадастровую стоимость

Правом обладают в равной мере как физические, так и юридические лица, затронутые кадастровой оценкой. Этот момент разъясняется Верховным Судом в Постановлении, раскрывающем некоторые вопросы по данным делам. Верховный Суд постановляет в качестве истца по данному вопросу следующих неочевидных лиц:

  • Бывший собственник недвижимости в ситуации, когда его как налогоплательщика затрагивают последствия завышенной кадастровой оценки;
  • Владелец доли в недвижимом имуществе может оспаривать кадастровую стоимость вне зависимости от позиции других сособственников;
  • Арендатор имеет право оспорить кадастровую стоимость при согласии собственника, если цена аренды для него устанавливает от этой величины;
  • Граждане, которые имеют исключительное право выкупа (аренды) участка государственной собственности, могут оспаривать кадастровую стоимость, поскольку цена на участок или стоимость его аренды находятся в зависимости от данной величины.

Если оцененная недвижимость принадлежит государству или муниципалитету, то право на оспаривание предоставляется и государственным органам и местным властям.

Законодательный акт об оценочной деятельности предоставляет два варианта проведения этой процедуры:

  • Через суд;
  • В специальной комиссии, уполномоченной рассматривать подобные споры.

Юридические лица обязываются на законодательном уровне обращаться сначала в комиссию.

Верховный суд освобождает от данного порядка индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без открытия юридического лица.

Обращение в судебную инстанцию от юридических может поступить, когда:

  • Комиссия отклонила рассмотрение;
  • Рассмотрение дела не произошло в установленные сроки.

Сроком для рассмотрения комиссией дела о пересмотре кадастровой стоимости определяется 1 месяц.

Физические лица освобождены законом от строгого следования подобной схеме и могут, минуя комиссию, подавать исковое заявление для рассмотрения дела в суде.

Комиссия и порядок обращения в нее

Состав комиссии строго регламентируется законодательством. В нее входят представители:

  • Органов исполнительной власти;
  • Органов кадастрового учета;
  • Органов государственной Регистрационной палаты.

Они составляют ¾ состава комиссии и каждые 3 года сменяются на новых представителей.

Кроме них в комиссии присутствуют:

  • Предприниматели;
  • Оценщики из независимой оценочной организации.

Результат работы комиссии предстает в двух видах:

  • Принимается решение удовлетворить просьбу. Является причиной внесения обновленных сведений в кадастр недвижимости;
  • Заявление отклоняется.

Оспаривание данных вопросов через комиссию является достаточно удобным:

  • Краткий срок рассмотрения (30 дней);
  • Отсутствие пошлин за работу комиссии;
  • Возможность обжаловать решение в суде, если его исход не устроил заявителя.

Судебное рассмотрение

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой оценки или не выполнила свою работу в срок, то дело рассматривается судом.

Результат заседания комиссии, если оно состоялось, не имеет значения в судебном разбирательстве. Суды предпочитают привлекать собственных экспертов-оценщиков, чей вердикт и ложится в основу судебного решения.

Исковое заявление направляется в суды городов, областей, краев или Республик. Ответчиками выступают государственные органы, которые утвердили результаты оспариваемой оценки.

Законодательство ограничивает сроки рассмотрения данных вопросов двумя месяцами. В ряде случае может наступить продление еще на 1 месяц.

Обращение в судебную инстанцию с подобным иском правомочно на протяжении 5 лет с момента, как устанавливается оспариваемая кадастровая стоимость. Оспорить разрешается только текущую стоимость, которая действительна в момент подачи иска.

Судебное разбирательство предполагает, что стороны процесса самолично предоставляют доказательства своей правоты. Суд истребует доказательства только в ситуации, когда стороны лишены возможности получить их самостоятельными методами.

Решение суда, если оно положительное, обязательно содержит новую кадастровую стоимость, которая и вносится в Росреестр. Если принятое решение не удовлетворяет истца, то в срок 1 месяц можно подать апелляцию.

Когда произойдет перерасчет налога

Постановление Верховного Суда РФ, касающееся разъяснения некоторых моментов, связанных с подобными процесса, регламентирует пересчет налога с 1 января года, в котором произошло оспаривание, но не раньше даты внесения данных в Росреестр.

Ранее такая возможность предоставлялась только со следующего налогового периода, что значительно ущемляло право и положение налогоплательщиков. Введение нового размера налога со следующего квартала вызвало протест со стороны Налоговой инспекции и стало причиной большого количества судебных разбирательств. Решение Верховного суда поставило в этом спорном вопросе точку, которая лучшим образом сказалась на положении налогоплательщиков, учитывая, что пересмотр кадастровой стоимости связан в подавляющем количестве случаев с желанием уменьшить завышенную налоговую базу.

По поводу иных платежей, находящихся в зависимости от кадастровой стоимости, например, арендная плата, стоимость выкупа государственных земель, установленная судом стоимость действительна с начала года, в котором было вынесено судебное решение.

Как именно рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка в 2019 году

Загрузка. 23.09.2018 Участок

Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.

Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.

По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.

В 2019 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2019 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Решение об очередной кадастровой оценке принимают органы власти каждого региона или муниципалитеты. Они вправе переоценивать землю не чаще раза через каждые три года, и не реже раза через каждые 5 лет.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2019 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.

Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Очередная волна повсеместной переоценки территорий будет в 2020 г. Два года (с начала 2019 до начала 2020) являются переходными.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.

Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2019 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем. к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2019 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2019 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.

Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.

По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.

Владельцы земельных наделов на 2019 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т. д.

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре. Начинать эту процедуру следует в тех случаях, если есть серьезные основания для таких действий, а именно:

  1. использование недостоверных сведений об участке при определении его кадастровой стоимости;
  2. ошибки технические при внесении данных о цене и иных параметрах участка в реестр;
  3. кадастровая цена территории определена на ту же дату, что и рыночная, и они значительно отличаются.

© 2019, Expert. Все права защищены .

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2019 году

Не меняется досудебный порядок урегулирования земельного спора. Администрация обязана сначала обратиться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки. Только после этого может быть подан судебный иск. При досудебном решении спора нагрузка на бюджет снижается, так как отсутствуют судебные издержки.

Как определяется кадастровая стоимость земельного участка 2019

1.Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка

  1. Необходимо перейти в категорию “Справочная информация по объекту недвижимости онлайн”.
  2. После этого нужно выбрать “Публичная кадастровая карта”.
  3. Далее осуществляется регистрация на портале путем указания необходимых сведений.
  4. На следующем этапе необходимо в поисковой строке указать адрес участка либо же его номер и нажать на кнопку поиска.
  5. В подкатегории “Управление картой” можно указать параметры, по которым можно отыскать земельный участок в короткие сроки.
  6. Посмотреть необходимую информацию по участку можно в меню.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2019 году

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Кадастровая стоимость земли

Для большинства собственников земельных участков большой неожиданностью является расчет налога на землю, который предъявляет ИФНС — налоговый официальный государственный орган. В чем причина такого расчёта, и есть ли тут ошибка? Именно кадастровая стоимость земли является основной для расчёта налоговой ставки, и кроме этого точная оценка земельных участков позволяет разработать экономическую стратегию развития как региона в целом, так и отдельного гражданина. Кадастровая стоимость земли формирует инвестиционную привлекательность региона, позволяет представителям крупного бизнеса покупать земли, развивать собственный бизнес на территории страны.

Кадастровая стоимость 2019

2. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

Новое в налогообложении земельных участков с 1 января 2019 года

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» НК РФ скорректирован в части ряда налогов. В частности, изменения, которые вступят в силу после 01.01.2019 г. коснулись земельного налога.

Нюансы кадастровой стоимости земельного участка: особые случаи

Определение кадастровой стоимости земельного участка представляет собой сложную процедуру, в процессе произведения которой учитывается множество факторов, влияющих на конечную сумму. В настоящее время заметно участились случаи запросов переоценки показателя, поскольку многие экспертизы не отражают ни актуальные потребности рынка недвижимости, ни платежеспособность населения страны.

Поправки по земельному налогу с

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Кадастровая стоимость

Вопросы определения, расчета, порядка изменения кадастровой стоимости регламентированы Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности).

При наличии земельного участка в собственности владелец может продать его. Но многие сталкиваются с проблемой установления цены надела. Ведь в основе ее определения должны лежать принципы выделения приоритетов.

Для решения вопроса необходимо знать, как устанавливается

кадастровая стоимость

земельного участка в 2019 году. Итоговая сумма основывается на оптимальной цене реализации и

оценке

, проведенной кадастровым инженером.

Для многих даже суть понятия кадастровая оценка остается загадкой. Поэтому важным моментом является изучение терминов и вопроса установления цены надела.

Что это такое

Законодательно предусматривается ежегодная оплата земельного налога в бюджет города или муниципального образования. Она производится собственниками, во владении которых находится недвижимость,

Для определения суммы уплаты требуется рассчитать кадастровую стоимость. Устанавливать ее пределы могут уполномоченные органы.

В основе расчетов лежит несколько критериев:

  • Определяются категории земельных наделов, к которым относится данный участок. Территория может быть предназначена для поселений, ведения сельскохозяйственных работ.
  • Отмечается наличие или отсутствие коммуникаций на участке. Также важно выяснить пути подъезда к нему.
  • Ориентироваться при определении цены необходимо на то, для каких целей разрешено применять объект. Прописывается вид разрешенного использования надела.
  • Должна быть учтена рыночная стоимость участка земли аналогичной категории. В расчет берутся расположенные по соседству наделы.
  • Влияет на цену размер занимаемой собственником территории.

Кадастровая стоимость представляет собой показатель, по которому определяется ценность объекта недвижимости. Также она необходима для установления размера налога или

платы за аренду

На основании данного значения рассчитывается цена продажи надела и передачи его из государственного владения в частные руки путем выкупа.

Для установления кадастровой стоимости обязательно необходимо знать вид разрешенного использования и целевое назначение территории. Они определяются в соответствии с зонированием, проводимым органами местного самоуправления.

Как определяется кадастровая стоимость земельного участка в 2019 году

Кадастровая стоимость земельного участка в 2019 году может быть выяснена самим гражданином. Ему потребуется зайти на сайт Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, где представлена возможность расчета.

Для получения результата необходимо пройти несколько важных шагов:

  1. Пользователь должен перейти в раздел со справочной информацией по объектам недвижимости, предоставляемой в онлайн-режиме.
  2. Далее нужно отыскать вкладку «Публичная кадастровая карта«.
  3. На электронном ресурсе требуется регистрация. В появившееся поле вводится вся необходимая информация.
  4. В строке поиска вбивается адрес расположения земельного участка. Разрешается введение номера надела. Для запуска поиска следует нажать кнопку «Найти».
  5. В разделе «Управление картой» выбираются необходимые параметры, по которым будет производиться поиск. Например, можно выбрать определение кадастровой стоимости или цены за квадратный метр.
  6. В появившемся меню отражаются сведения об участке земли.

Рассчитать кадастровую стоимость можно и по специальной формуле. Для этого стоит воспользоваться любым приложением из интернета.

Чтобы получить окончательную сумму, необходимо перемножить:

  • площадь надела, выраженную в квадратных метрах;
  • сумму линейной функции по благоустройству, качеству и быту муниципального образования и функции формата сделки или составляющей местного значения;
  • переходной коэффициент.

Важно знать сведение о наделе по каждому пункту. Они могут быть предоставлены кадастровым инженером.

Можно ли оспорить

Иногда гражданам приходится сталкиваться с повышением кадастровой стоимости надела. В некоторых случаях отмечаются такие показатели рынка, что стороны отказываются от проведения сделки по покупке.

Важно предварительно выяснить показатели цены. Если они будут завышены, можно провести их оспаривание. Законодательно это не только не запрещено, но и разрешено некоторыми механизмами.

Для оспаривания права необходимо определить наличие оснований. Они обязательно должны быть представлены для подтверждения позиции заявителя.

Недовольство не может быть причиной повторного установления цены. Ведь данном случае проводится оценка и дополнительное исследование объекта.

Законодательно предусмотрено два варианта, в ходе которых цена может быть изменена. В первом случае гражданин отмечает, что сведения об участке не являются достоверными. Ему нужно будет подтвердить данный факт. Вторая ситуация предусматривает определение рыночной цены в момент обращения.

Последнее решение является наиболее оптимальным. В этом случае кадастровая стоимость снижается. При этом человеку не нужно тратить время для доказывания своей правоты.

Оспаривание проводится при выполнении экспертизы отчета. Берется вариант, который лег в основу определения цены. Иногда требуется повторная переоценка.

Все документы, паспорт на надел и полученные сведения направляются в Росреестр. Учреждение изучает предоставленный комплект и выносит решение. Также возможно обращение в судебные органы.

Обращение в суд

Если гражданин решает обратиться в суд, ему нужно подготовить исковое заявление в адрес Росреестра. Важно предварительно обратиться в комиссию, которая также вынесет отказ в изменении решения. Тогда в качестве ответчика может быть привлечен и данный орган.

Такие дела подчиняются срокам исковой давности. Они составляют пять лет после проведения оценки. По истечении этого времени пересмотреть кадастровую стоимость можно только по нормам закона. Оспаривать необходимо новую оценку.

Скачать образец иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

Если решение суда будет положительным, то в единый государственный реестр вносятся правки. В выписке отмечается новая кадастровая стоимость, определенная судебным органов. Решение считается вступившим в силу через месяц после вынесения.

Налог должен рассчитываться в соответствии с новыми данными. Но иногда год обращения в суд и вынесения решения отличаются. Тогда нужно будет посетить Налоговую службу для подтверждения необходимости перерасчета.

Земельный налог

Законодательно в 2019 году были внесены некоторые правки в Налоговый кодекс РФ. Они касались порядка сообщения гражданами сведения об имуществе, которое не было зарегистрировано. Если же это не требуется, что по почте направляется извещение о необходимости оплаты налога за последние три года.

Рассчитывать сумму налогового сбора можно на основании кадастровой стоимости земельного надела. Эта мера направлена на увеличение размера платежей, которые будут внесены в региональный бюджет. Ранее расчет производился в соответствии с балансовой стоимость, что снижало сумму налогового сбора.

Увеличение налогов произойдет в несколько этапов. Это позволит гражданам постепенно приспособиться к новым ценам. Каждый год сумма увеличивается на 20%. Итоговая стоимость сбора будет внесена к 2020 году.

Сейчас налоговая ставка определена на уровне 0.3% от кадастровой стоимости. Если последняя составляет несколько миллионов, то налог будет внушительным.

Земли чаще всего принадлежат сельским жителям, пенсионерам, получающим мизерные заработные платы. Для них новые налоговые сборы станут неподъемной ношей.

Мораторий на изменение

В июля 2019 года был принят закон, отражающий порядок проведения государственной кадастровой оценки. Он вступил в силу с января 2019 года. В документе прописывается также порядок оспаривания стоимости надела при возникновении сомнений.

Документ установил мораторий на изменение кадастровой стоимости для выдвижения требований по оплате пользования земельным наделом, которая ориентируется на такую цену. Он вводится с 2019 по 2020 годы.

Суть моратория можно выразить в нескольких пунктах:

  • В данный период не может проводиться повторная кадастровая оценка. Временно правила ее осуществления признаются недействительными.
  • В течение действия моратория учитывать необходимо данные, поступившие по оценке до 1 января 2014 года.
  • Если процедура не проводилась до указанной даты, то период продлевается до 31 декабря 2019 года.
  • При проведении оспаривания ориентироваться необходимо на решение судебного органа.
  • Понятие наименьшей цены может применяться не только к земельным участкам. Она устанавливается и для объектов, которые были учтены в срок действия моратория. Это касается построенных зданий, ранее учтенной недвижимости и строений, подлежащих изменениям.

Например, кадастровая стоимость была установлена до 1 января 2014 года на уровне 120 тысяч рублей. После 2019 года она составила 165 тысяч рублей. Согласно мораторию ориентироваться необходимо на определенную ранее цену в 120 тысяч рублей.

Если до августа 2019 года было проведено оспаривание стоимости в суде до 85 тысяч рублей, можно принимать во внимание данную сумму. Она считается в этом случае первостепенной.

Кадастровую стоимость земельного надела важно знать всем собственникам для расчета налогового сбора. Но стоит помнить, что законодательство может постоянно претерпевать изменения.

Аналогичный порядок предусмотрен для определения минимального УПНС для промышленных и специальных площадей. Меньше этих пороговых значений фактический показатель не может быть установлен. Минимальные пределы определяются по специальной методике средневзвешенных параметров по конкретному административному округу. Области применения Кадастровая оценка стоимости конкретных участков, определяемая государственными органами, используется для:

  • вычисления суммы налога за пользование территорией владельцем;
  • расчета арендной платы за предоставленное государством имущество;
  • определения размера выкупа или приобретения государственной земли;
  • иных целей, предусмотренных законодательством.

По закону размер платежей, ежегодно производимых в бюджет, должен определяться на основе официально установленной цены Кадастра.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2019 году?

Как рассчитать кадастровую стоимость земельного участка в москве Важно В 2019 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка .

В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа. Содержание

  • 1 Налог на землю: основные изменения в 2019 году
  • 2 Проблемная оценка
  • 3 Слабые и сильные стороны нововведений

Налог на землю: основные изменения в 2019 году В 2019 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов. Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг.

До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Найти кадастровую стоимость земельного участка в 2019 году

Расчет с помощью калькулятора Рассчитать налог можно с помощью интернет-сервиса – калькулятора. Порядок расчета налога с помощью калькулятора на официальном сайте ФНС проходит таким образом: 1) В разделе «эЭлектронных сервисов» выбираете «Калькулятор земельного налога и налога на имущество физических лиц».

2) Вводите общие параметры, касающиеся расчета – «Земельный налог». 3) Выбираете период, за который необходимо оплатить налог 4) Вводите характеристики объекта 5. После внесения всех данных — а они могут проставляться автоматически — можете рассчитать сумму налога Процедура проста, если вы знаете кадастровый номер вашего земельного участка.

Посмотреть его можно в свидетельстве о праве собственности, или выписке ЕГРН. Подробнее читайте: Как получить выписку ЕГРН? Правила расчета налога на разные категории земель – сельхозназначения, ИЖС, участок в СНТ и т. д.

Как рассчитать земельный налог?

В 2019 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка .

В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа. Содержание

  • 1 Налог на землю: основные изменения в 2019 году
  • 2 Проблемная оценка
  • 3 Слабые и сильные стороны нововведений

Налог на землю: основные изменения в 2019 году В 2019 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов.

Инфо

Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг. До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Налог на землю в 2019 году

Внимание

By Артем Макаров / 3rd Апрель, 2019 / Медицинское право / No Comments В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса. В 2019 году произойдет очередное повышение налога на землю .

В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году.

Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики. Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов .

Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.

Новое в налогообложении земельных участков с 1 января 2019 года

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков после группировки производится в следующей последовательности:

  1. Для каждой группы выявляются ценообразующие факторы.
  2. Выделяется эталон – участок с типичными характеристиками.
  3. Создается подгруппа из эталонных объектов, похожих по показателям.
  4. Для подгрупп собирается и анализируется рыночная информация.
  5. Осуществляется статистическое моделирование, выявляются зависимости рыночной цены от ценообразующих факторов.
  6. Рассчитывается УПКС для эталона.
  7. Определяется кадастровая стоимость всех земельных участков группы с эталоном посредством умножения УПКС на их площади.

В расчет стоимости по Кадастру могут добавляться поправочные коэффициенты для снижения суммы при наличии у участка особых характеристик, к примеру, близкое нахождение паводковой зоны.

Основные изменения состоят в тщательной регламентации порядка и отдельных операций по определению цены недвижимых объектов по Кадастру. Кроме действия новых правил по осуществлению расчетов, в течение переходного периода ситуация будет следующей:

  • применяется стоимость, установленная на январь 2014 года или позже, если она меньше;
  • регионы могут устанавливать новые параметры кадастровой цены только при наличии специализированной бюджетной организации и комиссии, уполномоченной в регулировании спорных ситуаций по данным вопросам;
  • до открытия в регионах специализированных бюджетных организаций берется наименьшая величина цены по Кадастру за 2014-2016 годы.

Зачем это нужно Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в 2019 году – это котировка территории в калькуляции на единицу площади надела.

Как рассчитать кадастровую стоимость земельного участка в 2019 году

Важно

Укажем, какие изменения он предусматривает, и по каким правилам будет рассчитываться налог:

  1. Во-первых, расчет будет производиться на основе кадастровой стоимости земли.
  2. Во-вторых, кадастровая цена будет зависеть от категории земель и внесенных данных об участке в базе налоговой службе и Единого госреестра недвижимости(ЕГРН). Изменения касаются статьи 391 НК РФ.
  3. В-третьих, будут учитывать, является ли лицо юридически ответственным или обратившийся гражданин зарегистрирован в налоговой службе как физическое лицо.
  4. В-четвертых, при расчете смотрят на особый коэффициент.

Показатель считается как отношение количества месяцев, когда земля находилась в новом статусе, и количества полных месяцев отчетного периода. Новшества вводят в статью 396 НК РФ.

  • В-пятых, на окончательный размер налога будет влиять льгота, который сможет воспользоваться гражданин.
    • В-пятых, на окончательный размер налога будет влиять льгота, который сможет воспользоваться гражданин.
    • Кадастровая стоимость в 2019 году Области применения Кадастровая оценка стоимости конкретных участков, определяемая государственными органами, используется для:
    • вычисления суммы налога за пользование территорией владельцем;
    • расчета арендной платы за предоставленное государством имущество;
    • определения размера выкупа или приобретения государственной земли;
    • иных целей, предусмотренных законодательством.

    По закону размер платежей, ежегодно производимых в бюджет, должен определяться на основе официально установленной цены Кадастра. До 2020 года применение инвентаризационной оценки в целях налогообложения остается на уровне регионов.

    Как рассчитать кадастровую стоимость земельного участка в 2019 году спб

    Если были установлены отчетные периоды, поквартально Расчет будет произведен с учетом авансовых платежей по формуле: • Имеется и общая формула расчета налога на землю Земельный налог = Кст x Д x Ст x Кв, где:

    1. Кст – кадастровая стоимость надела.
    2. Д – доля в общем праве на надел (если собственник один, то в формулу проставляется коэффициент «1»; когда земля поделена между двумя владельцами поровну, то коэффициент «1/2» и т. д.).
    3. Ст – процентная ставка, установленная региональным законодательством.
    4. Кв – коэффициент длительности владения (учитывается, если участок находится у землевладельца менее полного отчетного периода, то есть календарного года).

    В такой формуле необходимо:

    1. Отдельно рассчитать коэффициент длительности владения землей (Кв).
    2. Учитывать процентную ставку.

    Как узнать кадастровую стоимость земельного участка в 2019 году

    Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет.

    На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2020 году .

    Главное нововведение при расчете налога на землю в 2019 году – очередное увеличение платежа на 20%. Налог на землю в различных регионах может отличаться.

    Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

    Дополнительные поступления помогут местным властям профинансировать модернизацию объектов инфраструктуры.

    Споры о кадастровой стоимости земли

    Аналитический обзор составлен на основе решений по делам, касающимся расчета земельного налога на основе кадастровой стоимости земли. Рассмотренные решения вынесены федеральными арбитражными судами в 2011 г. Проанализировано 192 судебных вердикта. Приведены нормы законодательства, которыми руководствуются арбитры при вынесении решений, аргументы, воспринимаемые в суде в качестве доказательств, а также примеры конкретных решений.

    Из всех споров, касающихся кадастровой стоимости земли 1. которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011 г. доля разбирательств с налоговиками составила почти 13%, или чуть более 1% всех налоговых споров 2011 г. Обычно споры возникали по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу.

    Кадастровая стоимость земли в цифрах

    Стоит отметить, что собственники земельных участков нередко судятся с уполномоченным государственным органом, который размещает сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН) о стоимости участка, а также с оценщиками. Кроме того, в суде приходится урегулировать разногласия, возникающие при заключении договора аренды участка. Эти категории дел мы не рассматривали.

    Иногда сумма иска включает в себя не только земельный налог и соответствующие санкции, но и недоимки по другим налогам. В наших расчетах учтены только показатели кадастровой стоимости и исчисленного с нее земельного налога.

    Наибольшее число споров наблюдались в Западно-Сибирском (50 дел) и Северо-Кавказском (48 дел) округах. На эти два региона приходится более половины всех дел. Высокие показатели в Поволжском (31) и Уральском (27) округах.

    В Москве за 2011 г. рассмотрено всего семь дел по интересующей нас тематике. Почти все они (одно дело было отправлено на новое рассмотрение) выиграны налогоплательщиками.

    В регионах ситуация иная. Например, в Западно-Сибирском округе, который в 2011 г. лидировал по количеству судебных разбирательств с налоговиками по вопросам кадастровой стоимости, победу одержали лишь 34% налогоплательщиков, причем многие иски удовлетворены частично. В Уральском регионе налоговики и налогоплательщики практически сравнялись по количеству выигранных дел. Однако в целом по регионам налогоплательщики отстаивали собственные интересы в суде успешнее налоговиков: вердикты в пользу субъектов бизнеса составили 58% всего объема рассмотренных дел, каждое 12-е дело направлялось на новое рассмотрение.

    Кстати, инициаторами судебных разбирательств в отношении кадастровой стоимости земли, как правило, становятся налогоплательщики, которые не согласны с решением налоговых органов. Но и налоговики достаточно активно обращаются в суд. При этом речь зачастую идет о миллионных исках.

    Самая большая средняя сумма иска в 2011 г. зафиксирована в Северо-Кавказском округе — 39,7 млн руб. Рекордная сумма иска, перевалившая за 1 млрд руб. также принадлежит этому региону. Именно с такой кадастровой стоимости участка налогоплательщику — санаторному комплексу предлагали исчислить земельный налог, но суд счел ее неустановленной (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2011 по делу № А32-16537/2010).

    Самая маленькая сумма иска за рассматриваемый период — 888 руб. В борьбу за такую незначительную сумму вступил химический комбинат. Но дело было проиграно, недоимку по земельному налогу и пени за несвоевременную уплату авансового платежа пришлось уплатить (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2011 по делу № А19-13878/10).

    В Москве средняя цена иска несколько выше, чем в целом по регионам. Однако по количеству дел за год столица заметно проигрывает некоторым округам. Редко споры по кадастровой стоимости земли в 2011 г. возникали в Центральном (три дела), Волго-Вятском (три дела) и Дальневосточном (одно дело) округах.

    Обычно налогоплательщики шли в суд, если цена вопроса находилась в пределах от 500 000 до 5 млн руб. Правда, и многомиллионные иски не были редкостью. Например, в городе-курорте Сочи ОАО удалось оспорить решение налоговой инспекции, которая посчитала, что общество должно уплатить земельный налог исходя из кадастровой стоимости участка в размере 578 196 646 руб. (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2011 по делу № А32-43395/2009).

    Чем руководствуются арбитры

    Основные нормы Налогового кодекса, которыми руководствуются судьи при рассмот­рении дел, связанных с кадастровой стоимостью земли, — ст. 389, 391, 394 и 396. Арбитры исходят из следующего. Поскольку ст. 396 НК РФ устанавливает особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков (отличные от сроков, предусмотренных в ст. 5 НК РФ), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения. Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

    Статья 1 Земельного кодекса РФ устанавливает основные принципы земельного законодательства. Земли делятся по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в ст. 7 ЗК РФ, уточняющей, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

    Исходя из ст. 66 и 85 ЗК РФ об установлении кадастровой стоимости участков в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель вид разрешенного использования определяется документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, предписанном земельным законодательством.

    Категории земель определены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, к которым, в частности, относятся земли поселений (с 1 января 2007 г. — земли населенных пунктов) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель РФ (п. 1 ст. 87 ЗК РФ).

    Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки земли. Порядок ее проведения определяет Правительство РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

    Все еще актуально

    Арбитры также ссылаются на ряд нормативных актов, принятых в целях реализации положений ст. 396 НК РФ и действовавших в спорные периоды. В частности, в постановлении Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщиков» сказано, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости 2 обязаны бесплатно предоставлять плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения. Для этого налогоплательщик должен направить письменное заявление в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Нередко именно факт запрашивания соответствующих сведений может сыграть решающую роль при вынесении судьями вердикта.

    Упомянутым постановлением также определено, что сведения о кадастровой стоимости участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете. Отметим, что после 29 июня 2009 г. такие сведения размещаются на сайте Росреестра.

    Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 3 утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель, приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 4 — Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов. Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152.

    Кроме того, арбитры часто ссылаются на постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», поскольку спорные ситуации нередко возникают именно в связи с опуб­ликованием сведений о кадастровой стоимости земель в официальном печатном издании. Оспаривается сам факт опубликования, сроки или полнота и достоверность сведений. Судьи придерживаются такой позиции: если опубликование акта обеспечивает возможность заинтересованного лица ознакомиться с содержанием такого акта, порядок его опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

    Иными словами, если налоговикам удается доказать, что сведения о кадастровой стоимости земли опубликованы в газете или Интернете с соблюдением установленных законом сроков, шансов, что судьи встанут на сторону налогоплательщика, который по той или иной причине не ознакомился с данными сведениями, практически нет.

    Суд сделал выводы

    Отметим еще несколько важных выводов, которые сделали судьи и на которые следует обратить внимание налогоплательщикам, вступающим в споры по поводу земельного налога и кадастровой стоимости земли с налоговыми органами.

    Вывод первый. Если налогоплательщику удается доказать, что кадастровая стоимость участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, судьи руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога». В соответствии с п. 7 названного документа в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

    Вывод второй. Собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, участок под которым не сформирован, не несут налоговое бремя, связанное с использованием участка. Если участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2011 по делу № А12-17338/2010).

    Вывод третий. В случае нарушения срока представления первоначальной налоговой декларации и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2011 по делу № А12-10555/2010).

    1 О разъяснениях Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости земли читайте в «ЭЖ», 2011, № 27, с. 10 .

    2 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) существовало до 29 июня 2009 г. После этой даты аналогичные функции выполняет Росреестр.

    4 Действует в редакции приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 3.

    Примеры судебных вердиктов в пользу налогоплательщиков

    Налогоплательщик правомерно применил ставку налога для земель промышленности и среднее медианное значение удельной кадастровой стоимости

    (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2011 по делу № А43-19632/2010)

    Налоговая инспекция посчитала, что общество неправомерно применило ставку налога для земель промышленности и среднее медианное значение удельной кадастровой стоимости для второй группы видов использования земель промышленности, и доначислила недоимку, пени и штраф. По мнению инспекторов, спорные участки относятся к категории «земли поселений» и налоговую базу по ним следует определять исходя из нормативной цены земли, установленной для указанной категории в соответствии с постановлением областной администрации от 17.05.2001 № 116.

    Арбитры, основываясь на свидетельствах о государственной регистрации прав, выписках из ЕГРП, письмах ФГУ «Земельная кадастровая палата» установили, что спорные участки относятся к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения». Свидетельства о госрегистрации права на спорные участки в установленном законом порядке недействительными не признаны. Кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения по состоянию на 1 января 2003 г. утверждена постановлением правительства области от 17.04.2006 № 125.

    Материалами дела также подтверждается, что спорные участки не прошли государственную кадастровую оценку и не включены в постановление № 125, поэтому при определении их кадастровой стоимости применению подлежат Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (в редакции приказа от 20.12.2007 № 445). В соответствии с этим документом допускается применение средних медианных показателей кадастровой стоимости участков, утвержденных субъектами РФ. На территории области средние медианные показатели для земель промышленности утверждены постановлением правительства области от 17.04.2006 № 125. Таким образом, у инспекции не было оснований для доначисления обществу земельного налога за 2009 г.

    Земельный налог уплачивается только по тем участкам, в отношении которых на организации зарегистрированы права либо имеются соответствующие акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления о предоставлении участков

    (постановление ФАС Московского округа от 31.08.2011 по делу № А40-88300/10-76-464)

    По результатам выездной налоговой проверки обществу в числе других налогов доначислили земельный налог. В суде инспекторы заявили, что отсутствие у налогоплательщика документов о праве собственности на спорный земельный участок не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога. Арбитры отметили, что обязанность по уплате земельного налога возникает у лица с момента внесения в реестр записи о праве. Из ответа Территориального объединения регулирования землепользователей ЦАО г. Москвы следует, что по спорному адресу состоящие на кадастровом учете участки отсутствуют.

    Судьи также указали, что земельный налог уплачивается только по тем земельным участкам, в отношении которых на организацию зарегистрированы права либо имеются соответствующие акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления о предоставлении участков (письмо Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-0202/75). Следовательно, налоговая инспекция неправомерно начислила обществу земельный налог, поскольку сведений о кадастровой стоимости земельного участка отсутствовали.

    В обязанности налогоплательщика не входит уплата земельного налога исходя из ошибочно определенной ранее кадастровой стоимости земельного участка

    (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 по делу № А56-2065/2011)

    Налоговая инспекция посчитала, что обществу при определении налоговой базы по земельному налогу за 2009 г. следовало применять кадастровую стоимость участков, сведения о которой предоставлены до 1 января 2009 г. и не принимать во внимание ее дальнейшее изменение в течение этого налогового периода.

    Как следует из материалов дела, правительство Ленинградской области приняло постановление от 19.03.2009 № 63, которым вносятся изменения в принятое ранее в 2007 г. постановление № 356. Изменения внесены в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области. Действие нового постановления распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 г.

    Арбитры указали, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Эти положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуп­равления.

    В данном случае внесенными изменениями кадастровая стоимость спорного участка была уменьшена, что, несомненно, улучшило положение налогоплательщика. Более низкий размер кадастровой стоимости спорного участка также подтверждает выписка из ГКН, выданная обществу.

    Кроме того, в материалах дела имеется решение территориального отдела Роснедвижимости, в котором прямо указано на необходимость внесения исправления в возникшую ранее ошибку в определении кадастровой стоимости земли.

    В итоге суд пришел, к выводу, что у общества были причины для подачи уточненной декларации по итогам года, в которой уменьшена сумма земельного налога. Суд также отметил, что в обязанность общества не входила уплата земельного налога, исходя из ошибочно определенной ранее кадастровой стоимости участка (ст. 23 НК РФ).

    Кадастровую стоимость земли можно оспорить в специальной комиссии

    С прошлого года Росреестр создает в регионах комиссии по досудебному рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии уже созданы в республиках Адыгея, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калужской областях — всего в 23 субъектах РФ. Создана ли комиссия в вашем регионе, можно узнать на сайте Росреестра.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты внесения в государственный кадастр недвижимости. Основания для пересмотра — недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении такого объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Напомним, что теоретически возможность пересмотра появилась у владельцев недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и т. п.) еще в сентябре 2010 г. с вступлением в силу ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Типовые требования к порядку создания и работы комиссий по рассмотрению споров утверждены приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69, который зарегистрирован в Минюсте России 18.07.2011 № 21074. И только после вступления этого приказа в силу Росреестр начал процесс создания таких комиссий. Подробно о том, как они работают, см. в «ЭЖ», 2011, № 29.

    Статистика споров, связанных с кадастровой стоимостью земли

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *