Обязательное пенсионное страхование в россии

Пенсионное страхование в Российской Федерации: актуальные проблемы и задачи (Алексеева И. С.)

Содержание:

Обязательное пенсионное страхование в россииДата размещения статьи: 21.12.2017

Пенсионное страхование в Российской Федерации выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом Российской Федерации, второй формой является негосударственное страхование – добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию <1>. Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию. Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:

– формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;

– формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией;

– отказаться от услуг Пенсионного фонда РФ и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде;

– отказаться от услуг негосударственного пенсионного фонда и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в Пенсионный фонд РФ.

<1> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета, регулируются законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, от 28.12.2013 N 424-ФЗ “О накопительной пенсии”, от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, а также иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, если иное не предусмотрено Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают страховщик, страхователи и застрахованные лица.

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное страховое обеспечение граждан – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Основания для возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” <2>, а пенсии по государственному пенсионному обеспечению – Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” <3>.

<2> Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) “О страховых пенсиях” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

Размеры выплат зависят от трудового стажа и оклада работника, степени утраты трудоспособности и др. Рассчитываются в каждом случае индивидуально.

Новый порядок начисления трудовых пенсий по старости вступил в действие с 2015 года и регламентируется Федеральными законами “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”.

Однако в новой вводимой системе присутствуют недостатки:

1. Стоимость баллов будет рассчитываться “обратным ходом”, то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд РФ, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование трансфертной, исходя из того что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

2. В новой пенсионной формуле установлен минимальный ограничитель – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц. В условиях продолжения действия пенсионной формулы “с установленными взносами” введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан. Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны “накопить” значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого “ценза” они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера в течение всего пенсионного периода.

3. Если сейчас базовая часть пенсии, как и страховая, индексируется в зависимости от доходов пенсионной системы в расчете на одного пенсионера, что позволяет индексировать ее выше инфляции, то вводимая фиксированная выплата к страховой части пенсии будет индексироваться по уровню инфляции. Индексация сверх этого уровня оставлена на усмотрение Правительства РФ и обусловлена наличием свободных средств. В конечном итоге это приведет к тому, что для значительной части населения, трудящихся на низкооплачиваемой работе с зарплатой ниже средней по стране, размер трудовой пенсии совпадет с размером социальной пенсии, а уплата страховых взносов утратит свое значение.

Пенсионная формула непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В таких условиях теряется смысл стимулирования работников к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер прибавки к пенсии <4>. Более того, будущий пенсионер может проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения им пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

<4> Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3.

На улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации направлена новая пенсионная реформа.

Приоритетными задачами новой пенсионной реформы являются <5>:

– обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);

– достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

– обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионера;

– поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

– обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;

– развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);

– повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

<5> См. Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www. pfrf. ru/reform_issues.

При этом основными принципами формирования пенсионных прав выступают:

– адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина (объему страховых взносов, которые уплачиваются за него, в т. ч. при его непосредственном участии);

– учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;

– обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

Тем не менее улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации невозможно без активного развития негосударственных пенсионных фондов, основывающегося на внедрении следующих положений:

– разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;

– усиление позиций негосударственных пенсионных фондов на фондовом рынке;

– создание надежных механизмов защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта, разграничения полномочий различных поставщиков услуг негосударственных пенсионных фондов и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);

– государственное стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, стоит упомянуть о том, насколько важна прозрачность в деятельности негосударственных пенсионных фондов.

По нашему мнению, еще одним из перспективных нововведений в обязательном пенсионном страховании выступает создание и ввод в использование социальных карт.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” в 2012 году на всей территории начался процесс выдачи социальных карт гражданам.

Федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством универсальной электронной карты, определяет условия и порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к универсальной электронной карте <6>.

<6> Алексеев И. А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9.

Многофункциональная электронная пластиковая карта выдается получателям мер социальной поддержки по их желанию и на безвозмездной основе. На счет карты производится зачисление социальных выплат и мер социальной поддержки с последующей возможностью их обналичивания или осуществления безналичного расчета за товары или услуги.

Электронная карта имеет несколько независимо функционирующих электронных приложений, предназначенных для автоматизированного доступа пользователя к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Выпуск, выдача и обслуживание универсальных карт осуществляются организацией, уполномоченной субъектом Российской Федерации.

Выдача электронных карт началась с 1 января 2012 года на основании заявлений граждан, а с 1 января 2014 года карты выдаются без заявления. При этом законом закреплено право на отказ от получения универсальной электронной карты. Реализацию проекта “социальная карта” стоит считать логическим продолжением процесса информатизации документооборота среди организаций по социальному обеспечению прав граждан.

Кроме того, для улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации необходимо:

– продолжить всестороннее и качественное реформирование системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан;

– обратить внимание на создание дополнительных условий, которые способствовали бы целостному развитию системы пенсионных накоплений под присмотром негосударственных пенсионных фондов;

– продолжать развивать программу государственного софинансирования пенсионных пособий.

Вместе с тем необходимо повышать правовую грамотность населения, а также обеспечивать доступность информации об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, чтобы в равной мере и понятной форме иметь возможность донести ее до участников фонда, как действующих, так и потенциальных, при активной помощи средств массовой информации. Следует уделить внимание созданию специальных условий, направленных на усиление роли негосударственных пенсионных фондов в качестве инвесторов.

Резюмируя, отметим, система пенсионного страхования находится на уровне прогрессивного развития, однако не лишена недостатков, в связи с этим все еще сохраняется необходимость ее совершенствования.

1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) “О страховых пенсиях” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”.

4. Алексеев И. А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9.

5. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3.

6. Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www. pfrf. ru/reform_issues.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Система обязательного пенсионного страхования в России

В соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании » все граждане РФ участвуют в системе пенсионного страхования России. ПФР* регистрирует россиян в системе обязательного пенсионного страхования с момента их рождения.

Пенсионное страхование в России

Система обязательного пенсионного страхования России состоит из застрахованных лиц (граждан РФ), страхователей – работодателей и страховщиков – ПФР и НПФ**.

Пенсионный фонд РФ открывает каждому россиянину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы – отчисления с его зарплаты. Благодаря наличию данных счетов ПФР может собирать сведения о взносах на пенсионное страхование в России. произведённых каждым конкретным лицом. За перечисление данных взносов в системе обязательного пенсионного страхования ответственность несёт работодатель.

Размер отчислений на пенсионное страхование в России определяется на законодательном уровне и на текущий момент составляет 22% от фонда оплаты труда. В ПФР взносы распределяют следующим образом: 6% (0%) идёт на накопительную часть пенсии и 16% (22%) – на страховую.

При этом отчисления на накопительную часть пенсии осуществляют только те из граждан, которые изъявили подобное желание, остальные россияне все 22% зарплаты направляют на страховую часть. Лица 1966 года рождения и старше в любом случае делают отчисления (22%) только на страховую часть пенсии.

В системе обязательного пенсионного страхования накопительной частью по умолчанию распоряжается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк». После перечисления денег из ПФР она инвестирует средства на финансовом рынке с целью их приумножения.

У граждан также есть возможность передать управление накопительной частью пенсии одному из отечественных НПФ.

Система обязательного пенсионного страхования: НПФ

Для передачи накопительной части пенсии в управление НПФ между последним и физлицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании – гражданам России при его подписании необходимы паспорт и страховое свидетельство.

На основании данного договора и соответствующего заявления Пенсионный фонд РФ переводит накопительную часть пенсии в НПФ. Система обязательного пенсионного страхования гарантирует, что впоследствии накопленные и преумноженные управляющей компанией взносы станут источником, из которого вам будет выплачиваться пожизненная пенсия.

Для того чтобы участвовать в осуществлении пенсионного страхования в России каждый НПФ должен до конца 2016 года вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений и пройти процедуру реорганизации в акционерное общество открытого типа.

*Пенсионный фонд РФ

**Негосударственные пенсионные фонды.

Обязательное пенсионное страхование

Вся статья за 1 минуту

В России действует система обязательного пенсионного страхования (ОПС) и пенсионное обеспечение гарантировано всем гражданам нашей страны.

Учет пенсионных прав всех россиян осуществляется с помощью системы персонифицированного учета. где на индивидуальном лицевом счете гражданина фиксируются все данные о его трудовой деятельности. Мы все являемся участниками данной системы. в подтверждении чего имеем документ ОПС — страховое пенсионное свидетельство.

Ключевыми участниками системы ОПС являются страхователи. осуществляющие уплату страховых взносов за себя и за своих сотрудников. За счет данных платежей формируется бюджет ПФР. основной статьей расхода которого является выплата пенсий.

Обязательное пенсионное страхование — что это такое?

ОПС — комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .

Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая. а именно:

Граждане — участники системы ОПС являются застрахованными лицами. К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.

Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.

Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы

Библиографическое описание:

Кострюкова В. В. Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 90-92. — URL https://moluch. ru/conf/econ/archive/204/8440/ (дата обращения: 04.04.2019).

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.

Система пенсионного страхования неоднократно преобразовывалась, реформировалась. С принятием Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в 2002 году началась пенсионная реформа. Пенсионное страхование — обязательный вид страхования для всех граждан РФ. Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы. Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 года эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 %- накопительная. [4]

Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Взносы, поступающие на лицевой счёт в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам — таким образом финансируется пенсия каждого будущего поколения. С учетом роста инфляции и заработных плат Пенсионный фонд России ежегодно проводит индексацию страховой части трудовой пенсии. Накопительная же пенсия — это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счёте вплоть до пенсионного возраста, и получить эти средства гражданин может лишь при достижении данного возраста. Следует отметить, что такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т. е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования вновь претерпела ряд существенных изменений. [1] Появляется пенсионный норматив, сдать который обязан каждый гражданин России. Так, при расчёте стажа каждый трудовой год измеряется в «Индивидуальном пенсионном коэффициенте», по-другому — в пенсионном балле. Теперь, каждому человеку для получения страховой пенсии необходимо набрать 30 пенсионных баллов, но условия их получения могут быть различны. Привилегированные условия в балловой системе получает та часть населения, которая отказалась от накопительной пенсии. К примеру, максимальное количество баллов, которое может получить человек за год, оформив страховую пенсию, — 10; при оформлении и страховой, и сберегательной пенсии в соотношении 16 к 6 максимальное количество баллов — 6,25. Количество баллов, в свою очередь, зависит от количества МРОТ, получаемых страхователем. Таким образом, чем больше у человека заработная плата, тем больше баллов будет зачислено на его лицевой счёт, и, следовательно, пенсионные выплаты будут более высокие. Кроме того, за 1 год военной службы по призыву, за уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и первым ребёнком можно получить 1,8 балла; 3,6 балла можно получить за второго ребёнка за год, а 5,4 балла — за третьего и четвёртого (оплачиваются только 1,5 года на каждого ребёнка).

Большому риску при этой системе подвержены те, кто оформил накопительную пенсию и чей МРОТ составляет единицу, в данном случае, человек, доживший до пенсионного возраста, не получает страховую пенсию и вынужден дальше зарабатывать страховые баллы. Так же изменилось и количество трудового стажа для получения трудовой пенсии: если до 2015 года достаточно было и 5 лет, то, начиная с 2015 года, трудовой стаж будет увеличиваться на 1 год, и к концу 2024 года составит 15 лет, после чего его рост прекратиться. Нововведения затрагивают и процесс индексации — индексация будет направлена на стоимость 1 пенсионного балла. С 1 января 2015 года 1 балл был равен 64,1 руб. а после индексации 1 февраля вырос до 71,41 руб. Так же, с 1 февраля на 11,4 % проиндексировали страховые пенсии, в результате чего средняя пенсия по старости в РФ составила 12 930 руб. — эта сумма почти в два раза превышает прожиточный минимум пенсионеров разных регионов России. К примеру, в городе Волгограде прожиточный минимум пенсионеров на 2015 год составляет 6769 рублей.

Наряду с обязательным пенсионным страхованием существует добровольное негосударственное страхование. [2 с.230] Есть несколько основных критериев разграничения этих двух видов страхования:

Во-первых, добровольное негосударственное пенсионное страхование второстепенно по отношению к обязательному и не может существовать самостоятельно, так как оно направлено на расширение возможностей обязательного вида страхования.

Во-вторых, размер пенсионных взносов страхователь определяет по своему желанию.

В-третьих, обязательное пенсионное страхование предусмотрено Федеральным законом, добровольное же осуществляется на базе договорных отношений в письменной форме.

Пенсионные реформы, нововведения, направленные на повышение эффективности страховой пенсионной системы, устраняют далеко не все проблемы, возникающие в этой отрасли. К наиболее масштабным проблемам, искоренить которые государство пока не в силах, относится заработная плата в конвертах, неофициальное трудоустройство. «Чёрная бухгалтерия» заинтересована и в наименьших отчислениях в пенсионный фонд, и в привлечении на работу людей нелегальным путем. Предприятие, фирма, организация остаются в выигрыше благодаря такой политике, но права рабочих при этом будут ущемлены, так как работодатели при такой системе, зачастую, лишают рабочих достаточного уровня пенсионных выплат, а иногда и самой пенсии в целом. [3 с 104] Эти расходы берет на себя государство в виде выплат социальных пенсий, что подрывает и уровень жизни населения, и в целом экономическое положение в стране. Так же хотелось бы отметить, что в пенсионной системе наряду с теми проблемами, которые представляют собой опасность для экономической системы страны, существует ряд проблем, непосредственно затрагивающих только население РФ. Лидирующее место в перечне таких проблем занимает недостаточная информированность граждан о своих пенсионных правах.

Структура пенсионного законодательства объемна, многослойна; для правильного и полного её понимания требуется грамотность граждан в правовой сфере. Такой грамотностью чаще всего владеют люди, получившие специальное образование — юристы, правоведы, но для большинства населения правовое регулирование пенсионных выплат остаётся неизвестным. Многие граждане лишаются надлежащих им пенсионных выплат из-за отсутствия осведомленности о своих правах. Часто это происходит потому, что Пенсионный фонд России выплачивает пенсии при условии подачи заявления с соответствующими документами, о которых граждане иногда не имеют ни малейшего представления.

Для того чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, государству необходимо проводить периодическую информатизацию населения. Для достижения наибольшего эффекта следует проводить такую политику, учитывая целевую аудиторию. Информирование населения может проходить следующими путями: организация тематических встреч с определенными группами населения, массовое распространение информации посредством газет, телевидения, радио.

Как показала практика, пенсионная реформа 2002 года себя исчерпала. Реформа 2015 года произвела коренное изменение системы пенсионного страхования. Её политика направлена, прежде всего, на сокращение расходов бюджета страны. К примеру, если человек (в силу жизненных обстоятельств или минимальной заработной платы) не отработал стаж в 15 лет, т. е. не заработал 30 баллов на своём лицевом счёте, то, независимо от того, находится ли этот человек в пенсионном возрасте или нет, ему, в любом случае, придётся работать дальше для прохождения минимального баллового порога и получения страховой пенсии. Несомненно, это выгодно государству, так как налоги выплачиваются в государственную казну, но при этом интересы человека остаются без внимания, ведь мало людей возрасте 55–60 имеют достаточное количество сил и здоровья для продолжения трудовой деятельности. Кроме того, новая реформа обладает функцией стимулирования населения. К примеру, те категории людей, которые живут за счет пособий по безработице, вынуждены устраиваться на работу с целью прохождения порога минимального трудового стажа при оформлении страховой пенсии, это же относится и к категории нелегально работающих граждан. Бесспорно, такая мотивация населения положительно скажется на государственном бюджете: увеличение налоговых отчислений, рост производства, меньшее количество расходов бюджета на пособия. В любом случае, реформа выгодна и удобна государству, однако того же нельзя с уверенностью сказать относительно граждан нашей страны.

Литература:

1. URL: http://www. pfrf. ru/

2. Алиев Б. Х. Махдиева Ю. М «Страхование» Учебник; ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Блау С. Л. Романова Ю. А. «Страхование внешнеэкономической деятельности» Учебное пособие для бакалавров; ДАШКОВ И К, 2014.

4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Система обязательного пенсионного страхования в РФ

Система обязательного пенсионного страхования в РФ представляет собой обособленный комплекс мер, имеющих организационную, экономическую и правовую направленность. Основной целью существования ОПС является компенсация застрахованным лицам зарплаты, начисляемой им до установления решения об обеспечении (т. е. до назначения пенсионных выплат). В данной статье мы подробно рассмотрим устройство, принципы и задачи ОПС в России.

Задачи ОПС в РФ

Система ОПС регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в котором определены правовые положения субъектов ОПС, установлены основания для осуществления прав и обязанностей сторон, определены принципы и задачи обязательного пенсионного страхования. К последним относятся:

  1. поддержание соответствующего уровня жизни граждан после прекращения выполнения ими трудовой функции;
  2. назначение и начисление пособия при потере единственного кормильца (выплачивается членам семьи погибшего);
  3. материальная поддержка при потере трудоспособности и назначении инвалидности;
  4. пенсионное обеспечение конкретных категорий лиц по выслуге лет (например, сотрудников федеральных органов).

Законодательная база

Правовой основой рассматриваемого вопроса выступает Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15.12.2001 № 167-ФЗ. К другим нормативно-правовым актам, рассматривающим вопросы, непосредственно связанные с пенсионным страхованием, относятся:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ

Статья 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривает основания появления прав или обязанностей субъектов системы ОПС. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения предусматривается ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Система ОПС на территории РФ

Система обязательного пенсионного страхования в РФ функционирует посредством ее субъектов – страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, между которыми складываются следующие правоотношения:

  1. страхователи переводят взносы за себя и каждого застрахованного лица в бюджет ПФР;
  2. расчет пенсии или иных выплат производится на основе полученных средств по основаниям, предусмотренным законодательством;
  3. страховщик переводит денежные средства застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд регистрирует отдельный лицевой счет, которому принадлежит уникальный страховой номер, присвоенный пожизненно. Его физическим выражением, как уже упоминалось выше, выступает СНИЛС. Получить информацию о номере счета, сумме пенсионных накоплений можно в личном кабинете электронной системы ПФР.

Кто является субъектами системы ОПС?

К субъектам ОПС относятся страхователь, страховщик и застрахованное лицо. Каждый из них обладает определенным набором корреспондирующих прав и обязанностей, устанавливаемых на законодательном уровне. Рассмотрим подробнее особенности каждого из указанных субъектов.

Застрахованные лица

Это россияне, иностранные граждане, на временной или постоянной основе проживающие в пределах РФ, и лица, не обладающие гражданством никакого государства, если они:

  • выполняют трудовую функцию на основании трудового контракта или договора ГПХ;
  • обеспечивают себя работой самостоятельно (предприниматели, адвокаты, главы и члены фермерских хозяйств, нотариусы);
  • осуществляют выполнение трудовой функции за пределами РФ, но переводят взносы в ПФР.

О том, что гражданин имеет регистрацию в системе ОПС, свидетельствует соответствующий документ – СНИЛС. По внешнему виду он представляет собой пластиковую карточку зеленого цвета, на которой указываются личные сведения о владельце и уникальный страховой номер счета в Пенсионном фонде. Выдача свидетельства осуществляется при обращении в ПФР либо при первом официальном трудоустройстве.

Страхователи

Основными субъектами системы пенсионного обеспечения являются страхователи. Ими выступают работодатели застрахованных лиц – все юр. лица, ИП, нанимающие на работу сотрудников, а также граждане, самостоятельно принявшие решение вступить в правовые отношения с ПФР. Страхователи в системе ОПС имеют право:

  1. получать необходимые сведения у страховщика, если они связаны с функционированием системы;
  2. защищать принадлежащие им права в судебном порядке;
  3. переводить дополнительные средства своим сотрудникам на оформление накопительной пенсии;
  4. принимать участие в управлении системой обязательного страхования.

К обязанностям страхователей относится необходимость регистрации в установленном порядке и своевременные отчисления страховых взносов в ПФР.

Страховщик

Основным страховщиком в сфере обязательного страхования выступает Пенсионный фонд РФ. Его обязанность – управление начисляемыми денежными средствами, их распределение в соответствии с установленными правилами. Наряду с ПФР к страховщикам относятся негосударственные пенсионные фонды.

Права, принадлежащие страховщикам:

  • документальная проверка других субъектов (в случае обнаружения нарушений – право требования их исправления);
  • обмен сведениями с органами налоговой службы;
  • распоряжение бюджетом ПФР.

К основным обязанностям страховщика относятся назначение, расчет и выплата пенсий застрахованным в системе ОПС лицам. Гарантом по обязательствам, имеющимся у ПФР, выступает государство.

Регистрация граждан в системе обязательного пенсионного страхования

Регистрация застрахованных лиц в системе производится органами ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ и «Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987н.

Для того, чтобы зарегистрироваться в системе ОПС необходимо заполнить анкету и заверить ее личной подписью. Анкета предоставляется в орган ПФР лично застрахованным лицом, либо его работодателем. По вопросам регистрации можно обратиться в любое отделение Пенсионного фонда, поскольку такие вопросы решаются по экстерриториальному принципу, т. е. независимо от места жительства или пребывания.

Анкету можно подать и через многофункциональные центры (МФЦ) по такому же принципу. В обязательном порядке при регистрации нужно предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий гражданство РФ, документ, подтверждающий проживание на территории России.

При отправке анкеты по почте нужно нотариально заверить подпись и копии требуемых документов, а также указать полный почтовый адрес, на который следует отправить страховое свидетельство, если не предусмотрен иной путь его получения.

Для иностранных граждан при подаче анкеты необходимо иметь с собой нотариально заверенный перевод паспорта с национального языка и документ, подтверждающий факт временной регистрации и права на пребывание на территории РФ.

Если необходимые документы подаются гражданином непосредственно в ПФР, регистрация происходит в режиме онлайн, т. е. страховое свидетельство (СНИЛС) будет оформлено и выдано на приеме. В другом случае на регистрацию отводится 5 рабочих дней.

Обязательное пенсионное страхование

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т. е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Обязанности страховщика

Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

  1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
  2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
  3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
  4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
  5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
  6. Целевое использование аккумулированных средств.
  7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
  8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Обязанности застрахованных лиц

В обязанности застрахованных лиц входит:

  1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
  2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
  3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
  4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
  5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.

Пенсионное страхование

Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное страхование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Пенсионное страхование

Путеводитель по судебной практике. Банковский счет 4. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну в отношении счета, по требованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ

Формы документов. Пенсионное страхование

Изменён порядок расчёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для ряда граждан

28 ноября 2018 года

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2018 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом изменяется порядок расчёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых гражданами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях формирования своих пенсионных прав.

В настоящее время минимальный размер взносов исчисляется исходя из двукратной величины минимального размера оплаты труда. В целях стимулирования граждан, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, к вступлению в такие правоотношения и учитывая, что база для расчёта указанных платежей увеличивается, поскольку увеличивается минимальный размер оплаты труда, предлагается сократить размер страховых взносов и исчислять их исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда.

Кроме того, Федеральным законом уточняются сроки и порядок уплаты страховых взносов названными гражданами.

Обязательное пенсионное страхование

Трудовая пенсия формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, которое является частью пенсионной системы Российской Федерации. Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой жизни.

Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления были прекращены.

Страховая пенсия формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах). Стоимость 1 балла по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет 71,41 рубль. Стоимость балла устанавливается ежегодно и зависит от экономики страны.

Накопительная пенсия формируется в рублях и накапливается на Вашем индивидуальном лицевом счете. Накопительная пенсия подлежит наследованию, в том случае, если умерший работник не получал ее.

Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная пенсия — тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его в управление тому или иному финансовому институту — государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

Формировать свои пенсионные накопления можно:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
  • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например АО «НПФ «Стройкомплекс». НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.

2015 год — последний год, когда Вы можете определить судьбу взносов Вашего работодателя, которые идут на формирование Вашей накопительной пенсии.

Вы можете лишиться возможности формировать свои пенсионные накопления! Только до 31 декабря 2015 года Вы можете выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

Гарантии сохранности пенсионных накоплений

В 2014 года в Российской Федерации создана система гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Администратором системы является Агентство по страхованию вкладов. 10 июля 2015 года Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» на основании решения Центрального банка Российской Федерации внесла акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Стройкомплекс» в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (номер 29 в реестре фондов-участников ). Система гарантирования обеспечивает сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет застрахованного лица, который гарантированно сохранится для расчета предстоящей пенсии. В случае, если пенсия уже назначена, ее размер гарантируется полностью

Не растеряйте свою пенсию!

Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.

Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода !

Новый порядок смены страховщика

Начиная с 2015 года перевестись от одного страховщика к другому можно путем подачи одного из двух видов заявлений: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.

Переход на основании обычного заявления о переходе осуществляется через пять лет после подачи заявления. Переход на основании заявления о досрочном переходе осуществляется на следующий год после подачи заявления.

Но это не единственное отличие двух видов заявлений. Необходимо помнить о том, что «быстрый» переход от одного страховщика к другому по заявлению о досрочном переходе приводит к потере инвестиционного дохода и, как следствие, к уменьшению будущей пенсии!

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах и отдельные законодательные акты Российской Федерации») заработанный негосударственным пенсионным фондом инвестиционный доход подлежит фиксированию на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по состоянию на 31 декабря года, в котором истекают пять лет с года вступления в силу договоров об обязательном пенсионном страховании (и такое фиксирование будет осуществляться в дальнейшем каждые пять лет).

При переходе по заявлению о досрочном переходе инвестиционный доход, не зафиксированный на пенсионном счете, не подлежит передаче новому страховщику. Таким образом, в погоне за будущим инвестиционным доходом, который обещает новый страховщик, застрахованное лицо теряет уже полученный АО «НПФ «Стройкомплекс» инвестиционный доход.

Когда происходит фиксирование инвестиционного дохода и за какие годы теряется инвестиционный доход при подаче заявления о досрочном переходе?

Первое фиксирование инвестиционного дохода осуществляется для застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральными законами от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ и от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ в зависимости от года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *