Основные функции и назначение пенсионного фонда в россии

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕНСИОННОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Содержание:

Основные функции и назначение пенсионного фонда в россии1) УСТАНОВЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ

2) ВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСО­НИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА ПЕНСИОННЫХ ПРАВ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

3) СБОР И АДМИНИСТРИ­РОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗА­ТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

4) ФОРМИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

5) НАЗНАЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

6) НАЗНАЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕ­РАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЫ К ПЕНСИИ ДО УРОВНЯ ПРОЖИ­ТОЧНОГО МИНИМУМА ПЕНСИОНЕРА В РЕГИОНЕ

7) ВЫДАЧА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕРТИ­ФИКАТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИН­СКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА И ВЫПЛАТА СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА

8) РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИИ

9) ОКАЗАНИЕ СОВМЕСТНО С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ПЕНСИО­НЕРАМ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов. Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная ди­рекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр персонифицированного учета. На регио­нальном уровне ПФР представлен 82 от­делениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управле­ниями и 11 центрами назначения пенсий.

Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверж­денным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 де­кабря 1991 года № 2122-1, руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его по­стоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР.

В состав Правления Пенсионного фонда Российской Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять замести­телей Председателя Правления ПФР, управ­ляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохрани­тельных органов.

В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по респу­бликам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

• несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

• определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

• формирует бюджет и сметы расходов ПФР и его органов, утверждает отчеты об их ис­полнении, а также его структуру и штаты;

• утверждает положения об (о) Исполнительной дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР и территори­альных органах ПФР, назначает и осво­бождает от должности их руководителей;

• издает в пределах своей компетенции нор­мативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.

studopedia. org – Студопедия. Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

1.2 Функции пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т. ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда РФ[6]:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

1.3 Задачи пенсионного фонда

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц[2];

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения[4];

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.[4]

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2004 году вплотную приблизился к одному триллиону рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 42 миллионам застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть и 6 миллионам работающих пенсионеров для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР не имеет прецедентов в истории России.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России ( ПФРФ ).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

– межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Основными функциями ПФ РФ являются:

– участие в определении размеров взносов на государственное страхование, а также обоснование и дифференциация их по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

– обеспечение контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств фонда;

– разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

– организация текущей работы отделений ПФ в соответствии с Положением. Средства ПФР формируются за счет:

– страховых взносов работодателей;

– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

– страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

– средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

– средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

– добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР направляются на:

– выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

– выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

– другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

– фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

– денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

– расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально – государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ/ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая – средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его структура

Пенсионный фонд Российской Федерации является одной из крупнейших организаций России, специализирующейся на оказании социальных услуг населению. Датой основания является 22 декабря 1990 г. – день, когда решением Верховного Совета РСФСР было принято постановление № 442-1.

Что представляет собой Пенсионный фонд РФ? Какие задачи и функции он выполняет? Кто управляет фондом? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

История становления

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) зародилась в начале 20-го столетия, но на территории России это произошло гораздо позднее, нежели в других развитых государствах. Услугами пенсионного обеспечения изначально могли пользоваться только высшие слои населения, а после октябрьской революции порядок страхования был существенно изменен, и фактически система перестала существовать.

В качестве основных этапов развития системы ОПС в России стоит выделить следующие:

  • 1927 г. – введение системы, регулирующей обеспечение граждан по старости, содержание и обслуживание граждан, лишенных трудовой способности;
  • 1956 г. – предоставление из государственного бюджета дотаций на компенсирование пенсионных выплат;
  • 1965 г. – право на получение пенсионного обеспечения было предоставлено колхозникам, и только через 4 года появилась единая система страхования.

В качестве автономного фонда, страховая система была выделена только в 1990 году. Вместе с этим был принят нормативно-правовой акт, регламентирующий основные принципы функционирования системы, задачи и цели ее существования.

Основные функции

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

  1. реализации прав граждан на получение материального обеспечения по достижении ими нетрудоспособного возраста;
  2. организации деятельности системы ОПС;
  3. распределения и направления средств бюджета ПФР.

Важно, что обособленные управления ПФР (в регионах) выступают отдельными юридическими лицами в отношениях, возникающих и развивающихся со страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы), застрахованными лицами и гражданами пенсионного возраста.

Пенсионный фонд РФ в соответствии с поставленными задачами выполняет ряд функций, в числе которых:

  1. назначение, расчет и выплата пенсий;
  2. учет поступающих страховых и добровольных взносов;
  3. Назначение дополнительных выплат социального характера некоторым категориям населения (например, ветеранам ВОВ, инвалидам и т. д.);
  4. осуществление учета всех субъектов системы ОПС;
  5. взаимодействие со страхователями в лице работодателей, которые уплачивают страховые взносы за застрахованных и себя;
  6. выдача сертификатов, подтверждающих право женщины на получение материнского капитала;
  7. управление всеми средствами, входящими в бюджет системы;
  8. выплата средств на основании сертификатов, выдаваемых для получения материнского капитала.

Кроме перечисленных функций, ПФР осуществляет администрирование поступающих средств по пенсионному и медицинскому страхованию.

Структура

Особенностью ПФР, как внебюджетной организации, является разветвленная структура. В общей совокупности по всей территории страны располагается 8 Управлений в Федеральных округах, 83 отделения в субъектах РФ, отделение в Казахстане, более 2 500 территориальных управлений, и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Высшим органом является Правление ПФР, которое определяет дальнейшее направление развития фонда, ставит текущие задачи, утверждает бюджет и следит за надлежащим исполнением функций структуры. На должности председателя правления с 2008 года находится А. В. Дроздов.

За исполнительные функции правления отвечает Исполнительная дирекция, которая реализует международные соглашения, устанавливает и реализует пенсионные выплаты гражданам, формирует и инвестирует пенсионные накопления и т. п.

Для контроля за деятельностью Исполнительной дирекции была создана Ревизионная комиссия ПФР, которая проводит проверку документов и сведений, относящихся к деятельности ПФР (кроме содержащих коммерческую тайну).

За эксплуатацию и сопровождение IT-структуры отвечает МИЦ – Межрегиональный информационный центр. Это учреждение было создано в 2015 году и реализовало проект по внедрению автоматизированной информационной системы ПФР.

Отделения ПФР в регионах осуществляют организацию пенсионного обеспечения жителей своего субъекта, создают оптимальные условия для обслуживания клиентов, обеспечивают своевременность и полноту страховых взносов, взыскивают недоимки, пени и штрафы. В их подчинении находятся управления и клиентские службы ПФР, а также Центры по выплате пенсий и обработке информации. В них осуществляется непосредственная работа с населением, консультирование, выдача сертификатов и различных справок.

Основная деятельность Пенсионного фонда России направлена на осуществление таких социально значимых функций, как формирование накоплений, выплата пенсий, учет пенсионный прав граждан, выдача сертификатов семейного капитала. А каждое подразделение ПФР призвано выполнять свои задачи с целью эффективного функционирования всей пенсионной системы.

Функции Пенсионного фонда РФ

Хотя реформа пенсионной системы и призвана повысить роль частных финансовых институтов в обслуживании пенсионной системы, но на первом этапе реформы значительная часть пенсионных функций будет по прежнему выполняться Пенсионным фондом РФ (ПФР).

Причины, по которым роль Пенсионного фонда России в новой накопительно-страховой пенсионной системе будет возрастать:

Во-первых. за Пенсионным фондом остается обслуживание распределительной пенсионной системы.

Во-вторых, у Пенсионного фонда есть несколько важных направлений деятельности в рамках накопительной пенсионной системы, без осуществления которых нынешняя модель реформы просто не сможет работать.

Вот только некоторые из социально значимых функций, выполняемых в настоящее время Пенсионным фондом:

  • учет страховых средств граждан, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Пенсионного фонда получают пенсии более 36 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн. граждан РФ;
  • взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от более чем 6 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

На все вопросы о пенсионном обеспечении должны отвечать профессионалы, следовательно обращаться следует прежде всего в Пенсионный Фонд Российской Федерации и региональные отделения Пенсионного фонда по месту жительства. При этом делать это необходимо только официально, если Вы действительно хотите решить проблему.

14.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 21221.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

¦ получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

¦ организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду дальнейшее увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” предусмотрено:

закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;

рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключитьс Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материальнотехнической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплаты пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 № 9П признал, что Указ Президента РФ “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в части, закрепляющей Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречия Конституции РФ.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собраний Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляете правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионной фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

¦ координация и контроль за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;

взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

¦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Федеральной налоговой службой, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам происхождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

страховых взносов работодателейорганизаций и взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, которые поступают в Фонд в виде единого социального налога (страхового взноса) из госбюджета по установленным ставкам;

дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц;

минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60%.

Предприятия (организации)работодатели уплачивают единый социальный налог один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются:

¦ на выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

¦ оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

прочие расходы.

Размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ на 2007 г.

характеризуются данными табл. 14.1.

Таблица 14.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год1

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ на страховые взносы и налоговые платежи приходится 47,2% и на средства федерального бюджета — 52,2%.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).

Начиная с 1993 г. в бюджете Пенсионного фонда РФ отдельной строкой указываются расходы на содержание органов Пенсионного фонда РФ из средств бюджета.

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

Целями индивидуального учета являются:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

¦ развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пенсионное законодательство, которое включает следующие законы:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.

Государственные пенсии выплачиваются отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Они выплачиваются гражданам за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общий размер пенсии за выслугу’ лет не может превышать 80% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Трудовая пенсия имеет следующие виды: по старости (по? возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее: 5 лет страхового стажа и достижения возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из базовой, страховой, накопительной частей.

Средства для Пенсионного фонда (в части единого социального налога) направляются организациями в государственный бюджет, а оттуда передаются в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам “базовых пенсий”.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ – целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово – кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

– страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе – организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

– средства из федерального бюджета РФ;

– добровольные взносы;

– другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

финансирование расходов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) – накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Функции пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Васильева А. С. Васильев П. А.

В статье определена роль пенсионного фонда в системе социальной защиты граждан. Систематизированы основные функции фонда и рассмотрены направления их реализации. Приведены экономические показатели пенсионной системы и их динамика за последние годы.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам. автор научной работы — Васильева А. С. Васильев П. А.,

Текст научной работы на тему «Функции пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях»

18 (108) – 2012

Социальные финансы

УДК 336.146

функции пенсионного фонда российской федерации в современных условиях

А. С. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: vasilieva_as@mail. ш Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, филиал «Севмашвтуз» в г. Северодвинске

П. А. ВАСИЛЬЕВ,

председатель правления жилищно-строительного кооператива Е-mail: pa_vasiliev@mail. ш

В статье определена роль пенсионного фонда в системе социальной защиты граждан. Систематизированы основные функции фонда и рассмотрены направления их реализации. Приведены экономические показатели пенсионной системы и их динамика за последние годы.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсия, страхование, материнский капитал, накопления.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных

служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Современная система социальной защиты населения основана на деятельности государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. Важное место среди них занимает Пенсионный фонд Российской Федерации, который является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ был образован во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 N° 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С его созданием в России

Рис. 1. Основные функции Пенсионного фонда РФ по пенсионному и социальному обеспечению

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий, средства для финансирования для которых стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Создание Пенсионного фонда РФ стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы – перехода от

государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Начиная с 1990 г. ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в РФ.

Основные функции Пенсионного фонда РФ по пенсионному и социальному обеспечению представлены на рис. 1.

Пенсионный фонд РФ устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, пенсии федеральным государственным служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

Число пенсионеров с каждым годом увеличивается (табл. 1). В 2010 г. их количество возросло

Таблица 1

Численность пенсионеров, получающих пенсии через Пенсионный фонд РФ

Категория Численность Изменение за 2010 г. Темп роста, %

на 31.12.2009 на 31.12.2010

Тыс. чел. Удельный вес, % Тыс. чел. Удельный вес, °% Абсолютное отклонение, тыс. чел. Удельный вес, °%

Получателей трудовых пенсий, всего 36 108,3 92,4 36 564,4 92,1 456,1 -0,28 101,3

В том числе: – по старости – по инвалидности – по случаю потери кормильца 30 830,6 3 767,2 1 510,5 85,4 10,4 4,19 32 465,6 2 654,6 1 444,2 88,8 7,3 4 1 635 -1 112,6 -66,3 3,41 -3,17 -0,24 105,3 70.5 95.6

Получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, всего 2 985,9 7,64 3 146,7 7,9 160,8 0,28 105,4

В том числе: – социальных пенсий – пенсий федеральных государственных гражданских служащих – пенсий военнослужащих и членов их семей 2 880,5 43,1 62,3 96,5 1,4 2,1 3 037,2 49,3 60,2 96,5 1,6 1,9 156,7 6,2 -2,1 0,05 0,12 -0,17 105,4 114,4 96,6

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Всего. 39 094,2 100 39 711,1 100 616,9 0 101,6

на 616,9 тыс. чел. и составило 39,71 млн чел. В 2011 г. численность пенсионеров увеличилась еще на 2 млн чел. [5]. При этом в их составе растет количество получателей пенсий по старости при одновременном снижении получателей пенсий по инвалидности (за 2010 г. – на 1 112,6 тыс. чел.) и по случаю потери кормильца (на 66,3 тыс. чел.). На конец 2010 г. пенсии по государственному пенсионному обеспечению получали более 3,1 млн жителей России, что на 160,8 тыс. чел. больше, чем за предыдущий год [4].

Общее количество граждан, проживающих за границей РФ и являющихся получателями российской пенсии, в 2010 г. достигло 173,4 тыс. чел. По сравнению с 2009 г. их численность выросла на 6,5 %.

Средний размер пенсии в 2010 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 2 раза и составил 7 594 руб. Хотя темпы роста пенсий в 2010 г. были ниже, чем в 2009 г. но в целом за 2010 г. они увеличились на 23 % (табл. 2, 3, рис. 2). При этом произошло наибольшее увеличение размера пенсии по случаю потери кормильца – на 29 %.

В 2011 г. размеры пенсий были проиндексированы дважды: с 01.02.2011 трудовые пенсии выросли на 8,8 % и с 01.04.2011 социальные пенсии выросли

Средний размер пенсий и прожиточного ми

на 10,27 %, а с 01.02.2012 трудовые пенсии были увеличены на 7 % [4].

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2010 г. увеличился на 1 496 руб. и на конец 2010 г. составил

7 811 руб. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 руб. и составил

8 166 руб. Суммарная индексация социальных пенсий в 2010 г. составила 12,5 %. В результате средний размер социальной пенсии в 2010 г. превысил размер прожиточного минимума пенсионера в РФ на 5 %, в 2011г – на 0,5 %, в 2012г – на 2,5 %.

Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тыс. чел.) на конец 2010 г. превысил 23 тыс. руб. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 г. составило 3,5 тыс. руб. а в 2011 г. -700-1 100 руб.

Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тыс. чел.), в настоящее время превысил 17 тыс. руб. (увеличение в течение 2010 г. в среднем на 2,2 тыс. руб. в 2011 г. – на 700-900 руб.).

Таблица 2

!мума пенсионера в РФ в 2007-2012 гг. руб.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Средний размер пенсии в РФ 3 664 4 546 6 177 7 594 8 277 –

Средний размер трудовой пенсии 3 713 4 652 6 314 7 811 8 500 9 300

В том числе:

– по старости 3 949 4 910 6 630 8 166 8 890 9 504*

– по инвалидности 2 859 3 481 4 767 5 100 5 501 5 886*

– по случаю потери кормильца 2 015 2 754 3 727 4 810 5 334 5 707*

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению 2 758 3 007 4 245 4 731 5 100 5 700*

Темпы роста среднего размера пенсий и прожиточного минимума пенсионера в РФ в 2008-2010 гг. к предыдущему году, %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Средний размер пенсии в РФ 1,24 1,36 1,23 1,09 –

Средний размер трудовой пенсии 1,25 1,36 1,24 1,09 1,09*

В том числе:

Рис. 2. Средний размер пенсий и прожиточный минимум в 20072012 гг. руб.

3713 3 644

__^И_ 3065 00'

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Средний размер трудовой пенсии | ¡Прожиточный минимум пенсионера |. 1 Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

В дальнейшем все виды пенсий также будут увеличиваться. По данным Пенсионного фонда РФ, к 2014 г. размер трудовой пенсии должен вырасти примерно еще на 3 тыс. руб. и превысить 11 200 руб. средняя пенсия по инвалидности достигнуть 7 402 руб. средний размер социальных пенсий увеличиться до 7 296 руб.

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования осуществляется в рамках системы индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ. Это всероссийский организационно-технологический комплекс учета сведений о каждом застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования РФ для формирования и реализации его пенсионных прав. Каждому застрахованному лицу ПФР открывает индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Сведения ИЛС включают данные трудового (страхового) стажа, суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсий, информацию о выборе застрахованным лицом управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для направления в них средств пенсионных накоплений и другие данные, определенные федеральным законодательством [3].

Динамика количества индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) нарастающим итогом представлена на рис. 3. С каждым годом количество счетов увеличивается в среднем на 3 %.

Система персонифицированного учета ПФР включает в себя комплекс нормативных документов, структурно-организационных решений и мероприятий, программно-технических средств и информационных ресурсов, обеспечивающих:

регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР регистрирует в системе ОПС до 5 млн чел.; прием от страхователей сведений о застрахованных лицах. До 2010 г. прием сведений от страхователей осуществлялся один раз в год, в 2010 г. – по полугодиям. Начиная с 2011 г. производится ежеквартальный прием отчетности по персонифицированному учету. Таким образом, по сравнению с 2009 г. объем обрабатываемой ПФР информации в 2011 г. увеличился в четыре раза; обработку представленных страхователями сведений о застрахованных лицах, проводимую территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Сведения, представленные страхователями, многократно проверяются, в том числе с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета, и разносятся по

9 300

160 140 120 100 80 60 40 20

137,08 141,22 44,82 1 50,56

0,2

1996 2007 2008 2009 2010

Рис. 3. Динамика количества индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС, млн шт. [4]

архивохранилища общей площадью 53,8 тыс. м2. Для хранения документов в электронном виде приобретено 80 электронных архивов, размещенных в 79 отделениях ПФР.

Пенсионный фонд России с 2010 г. осуществляет администрирование страховых платежей на обязатель-

индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

– информационное обеспечение назначения, перерасчета и корректировки трудовых пенсий. На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежегодно назначается более 2,5 млн трудовых пенсий, а также осуществляется перерасчет и корректировка трудовых пенсий застрахованным лицам. Наличие информационной базы данных индивидуального (персонифицированного) учета позволило перейти к ежегодному беззаявительному перерасчету (корректировке) трудовой пенсии;

– информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно Пенсионный фонд РФ осуществляет информирование застрахованных лиц в два этапа: до 1 сентября каждого года – специальными заказными письмами о состоянии ИЛС информируют всех граждан, имеющих накопительную часть пенсии (в т. ч. о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета); до 31 декабря – всех остальных граждан, не имеющих специальной части, о состоянии общей части индивидуального лицевого счета. При этом численность застрахованных лиц, информируемых о состоянии специальной части ИЛС (где фиксируется информация о средствах пенсионных накоплений), ежегодно увеличивается на 1-2 млн чел. в связи с вступлением в трудовую деятельность молодежи;

– обеспечение хранения документов персонифицированного учета, представленных страхователями. Для этого в отделениях ПФР созданы

ное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Администрирование взносов на обязательное социальное страхование осуществляет Фонд социального страхования РФ.

Администрирование включает в себя учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

На основе норм федерального законодательства и разработанных форм документов, которые утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в ПФР построена и в 2010 г. реализована информационная модель процесса администрирования, в которой предусмотрены механизмы, упрощающие работу плательщиков страховых взносов и снижающие издержки администрирования. Обеспечена синхронизация финансового потока (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) и информационного потока (сведения персонифицированного учета), что позволяет обеспечивать высокое качество администрирования и достоверность информации персонифицированного учета.

На обязательное пенсионное страхование в 2010 г. поступили страховые взносы в размере 1,93 трлн руб. что на 654,6 млрд руб. (или на 51,9 %) превышает размер соответствующего показателя в

2009 г. В 2011 г. этот показатель составил 2,82 трлн руб. превысив план почти на 3 % и показатель

2010 г. на 46,1 % [5]. Данный рост был обусловлен повышением в 2011 г. ставок страховых взносов до 34 %.

Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2010 г. составили 91 млрд руб. С учетом единого социального налога за 2009 г. зачисленного в 2010 г. в

бюджет ФФОМС, поступило 95,9 млрд руб. Таким образом, рост объема поступлений страховых взносов за 2010 г. по отношению к 2009 г. в целом по Российской Федерации составляет 8 %.

Поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в

2010 г. составили 164 млрд руб. С учетом единого социального налога, зачисленного в 2010 г. в бюджет ТФОМС, поступило 172,4 млрд руб. Таким образом, рост объема поступлений за 2010 г. по отношению к 2009 г. в целом по Российской Федерации составляет 12,6 %.

В I полугодии 2011 г. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступило 151,9 млрд руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 г. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 106,6 млрд руб. что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 г.

Столь значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 г. обусловлен повышением тарифов страховых взносов на ОПС с 20 до 26 % и на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1,1 % до 3,1 %, ростом фонда оплаты труда работника, с которого взимаются страховые взносы, с 415 до 463 тыс. руб. в год, ростом зарплат, а также системной работой со страхователями всех категорий.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

При этом объем поступивших в I полугодии

2011 г. страховых взносов в ПФР и фонды ОМС даже несколько превышает прогнозные показатели.

Одной из основных задач ПФР по администрированию страховых взносов является организация работы по взысканию задолженности, в т. ч. в порядке бесспорного взыскания денежных средств путем направления инкассовых поручений в банки. По состоянию на 31.12.2010 недоимка по страховым взносам на ОПС в целом по РФ составила 31,6 млрд руб.

Пенсионный фонд с 01.01.2010 может выставлять инкассовые поручения в кредитные организации для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В целом по Российской Федерации территориальными органами ПФР в кредитные организации в течение 2010 г. было направлено 3,5 млн инкассовых поручений на сумму почти в 55 млрд руб. Исполнено банками 1,97 млн инкассовых поручений на общую сумму более 22,2 млрд руб. или 40,4 %. Взыскание недоимки

до 01.01.2010 осуществлялось путем направления постановлений территориальных органов ПФР в службу судебных приставов или в судебные органы. Введенная практика выставления инкассовых поручений обеспечила сокращение сроков взыскания задолженности, что позволило существенно повысить эффективность работы по взысканию недоимки [2].

Пенсионные накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан, родившихся в 1967 г. и моложе. Накопительная часть трудовой пенсии в 2002-2004 гг. формировалась у мужчин, родившихся в 1953-1966 гг. и у женщин, родившихся в 1957-1966 гг. Также она формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС.

Участники системы обязательного пенсионного страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:

– Пенсионный фонд РФ, выбрав одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;

– негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из НПФ, который осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, с 2009 г. ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала (МСК), направленные его владельцами на формирование накопительной части пенсии.

Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган ПФР или в организацию, с которой ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ – заключить с

выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Региональными отделениями ПФР в целом по РФ в 2010 г. было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей (рис. 4).

Как видно, происходит увеличение числа соглашений с негосударственными пенсионными фондами и одновременное уменьшение числа соглашений с организациями-работодателями и с кредитными организациями.

В целом, с учетом результатов кампании 2010 г. пенсионные накопления в настоящее время формируются в государственной управляющей компании Внешэкономбанк – 60 млн чел. в частных управляющих компаниях – 636 тыс чел. и в негосударственных пенсионных фондах – 11 млн чел. При этом только за 2011 г. количество клиентов НПФ по обязательному пенсионному страхованию выросло почти на четверть и составило 15,3 % от общего числа россиян, имеющих накопительную часть пенсии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Программа государственного софинансирова-ния пенсий стартовала в 2008 г. Если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 руб. и более, государство удваивает эти деньги, т. е. на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 тыс. руб. в год.

700

Действие программы государственного софи-нансирования пенсий регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

По состоянию на 31.12.2010 участниками программы государственного софинансирования пенсий было около 4 млн чел. что составляет 2,8 % от числа граждан, проживающих в РФ. Из них в течение 2010 г. – 1,8 млн граждан. Это на 427 тыс. чел. больше, чем в 2009 г. К концу 2011 г. число россиян, участвующих в программе, уже составило 6,9 млн чел.

Участники программы в 2010 г. перечислили в Пенсионный фонд РФ дополнительные страховые взносы на общую сумму 3,6 млрд руб. (с учетом взносов работодателей), что на 983,3 млн руб. больше, чем в 2009 г. Общая сумма взносов работодателей в рамках программы в 2010 г. составила 35,86 млн руб. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо – плательщика взносов, в 2010 г. составила 4 404 руб. что на 933 руб. больше, чем средний взнос в 2009 г. (3 471 руб.).

Материнский капитал – это дополнительная мера государственной поддержки российских семей, в которых после 01.01.2007 родился (усынов-

2009 2010

Всего | |С негосударственными пенсионными фондами ■. I С организациями-работодателями

С кредитными организациями

Рис. 4. Количество заключенных соглашений о взаимном удостоверении подписей в 2009-2011 гг. шт.

лен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство РФ. Основные направления использования средств материнского (семейного) капитала – это улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Пенсионный фонд осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет выделенные средства в соответствии с заявлениями владельцев сертификатов.

В течение 2010 г. территориальные органы ПФР приняли 792,7 тыс. заявлений на получение сертификата, а также выдали 788,4 тыс. сертификатов (табл. 4, рис. 5).

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. В 2010 г. он составил 343 378,8 руб. что на 10 % больше, чем в 2009 г. (рис. 6). Однако дальнейший темп роста немного снизился и составил в 2011 г. 6,5 %, а в 2012 г. – 6 %.

В соответствии с законодательством, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда

исполнится три года ребенку, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК. Исключением является направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять начиная с 2009 г. не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка. Также начиная с 2009 г. из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 руб. в год.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Таким образом, 2010 г. был первым годом масштабного использования средств материнского (семейного) капитала по всем направлениям. В течение года было принято более 2 млн заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Всего в 2010 г. владельцам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в соответствии с их заявлениями, было направлено 97,11 млрд руб. что в 2,3 раза больше, чем в 2009 г.

В конце 2010 г. в соответствии с изменениями, внесенными в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР начал принимать заявления на предоставление средств материнского капитала для

Таблица 4

Число заявлений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и сертификатов, выданных ПФР в 2007-2010 гг. тыс. шт. [4]

Показатель 2007 2008 2009 2010 Всего

Количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал 356,63 579,52 965,13 792,73 2 694

Количество выданных ПФР сертификатов на материнский (семейный) капитал 313,80 568,64 940,29 789,39 2 612,12

Разница между принятыми заявлениями и выданными сертификатами 42,82 10,87 24,84 3,34 81,87

1 200 1 000 800 600 400 200

965,13 940,29

792,73 789,39

2007 2008

Заявления о выдаче сертификатов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *