Понятие и функции государственного пенсионного страхования

Функции пенсионного фонда

Содержание:

Понятие и функции государственного пенсионного страхованияВ составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика — в России оно затрагивает жизненно важные интересы около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Слово "пенсия" (от лат. "рensio" — платеж) означает ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

Цели, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Среди всех субъектов пенсионного страхования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.

Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении.

Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Через Пенсионный фонд РФ проходит значительная часть финансовых ресурсов в стране: на 1999 год бюджет Пенсионного фонд РФ был установлен в размере 244,5 млрд. рублей, что сопоставимо с поступлениями в федеральный бюджет на тот же год основных налогов и сборов, таких как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами, вывозные таможенные пошлины вместе взятые (поступление которых на 1999 год установлено в сумме 245,2 млрд. рублей). Доходы Пенсионного фонд РФ запланированы на 1999 год всего лишь на 38,8% меньше всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и составляют 6,1% планируемого на 1999 год валового внутреннего продукта страны, что является значительной величиной.

Формированию доходной базы Пенсионного фонд РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования: в общей совокупности страховых начислений на оплату труда, максимальный размер которых в РФ установлен в размере 35,6% суммы начисленной заработной платы, тариф, уплачиваемый в Пенсионный фонд составляет 28%, или четыре пятых всех страховых отчислений из заработной платы, что подчеркивает то значение, которое уделяется в нашей стране организации пенсионного обеспечения и большую важность Пенсионного фонд РФ над остальными тремя государственными внебюджетными фондами, входящими в общую систему социальных внебюджетных фондов России.

Цель Пенсионного фонда РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

newinspire

Понятие, функции и источники финансирования Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

— аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

— финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

— организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

— организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

— участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

— контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Источниками финансирования Пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);

— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

— страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;

— ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;

— средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

— добровольные взносы юридических и физических лиц;

— доходы от деятельности фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели :

— выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

— повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

— социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

— выплату ритуальных пособий;

— финансирование текущей деятельности фонда и его органов.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 60% от общей суммы дохода.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляются на расчетный счет фонда. За несвоевременное зачисление и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскивается пеня за каждый день просрочки из расчета 0,12% от суммы страхового взноса.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими факторами:

— созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

— созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также сажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

— упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы :

— единства государственного пенсионного страхования в РФ;

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

— использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

— достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

— осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступающее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования. за исключением несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели предоставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд. сами предоставляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в пенсионное страхование.

Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования

В соостветствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, однако правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

– страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

– страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

– страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

– социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

1)федеральные органы государственной власти, под которыми понимаются не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации), федеральные органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президент РФ;

2) застрахованные лица, которыми являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

– работающие по трудовому договору или по договору гражданско‑правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

– являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с федеральным законом;

3) страхователи, к которым относятся:

– лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

– индивидуальные предприниматели, адвокаты;

– физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

4) страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации, а также негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово‑кредитным учреждением и образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а также Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

Согласно этому Положению Пенсионный фонд России обеспечивает:

– целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов по пенсионному обеспечению;

– организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

– организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

– проведение научно‑исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

– разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Кроме того, Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда РФ, сформированные за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований, добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений, имеют целевое назначение и должны направляться на:

– выплату государственных пенсий;

– выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– финансовое и материально‑техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

– другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.

Руководство Пенсионным фондом России в соответствии с его Положением осуществляется правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Правление ПФР:

– определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

– утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

– утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

– издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

– решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов осуществляется на основании Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», а также Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах».

Так, негосударственный пенсионный фонд – особая организационно‑правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, которая осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;

– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;

– деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем, которая включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Данные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

В соответствии с уставом негосударственный пенсионный фонд выполняет такие функции, как:

– заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;

– аккумуляция пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;

– ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;

– ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

– ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;

– информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

– определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

– формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервов;

– организация инвестирования средств пенсионных накоплений;

– заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

– оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

– оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

– произведение назначения и осуществление выплат негосударственных пенсий участникам;

– произведение назначения и осуществление выплат накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплат их правопреемникам;

– произведение назначения и осуществление выплат профессиональных пенсий;

– осуществление выплат выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевода средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации;

– принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

– предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

– осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.

Структура органов управления негосударственного пенсионного фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальные органы – совет фонда и попечительский совет, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 102 ; Нарушение авторских прав

Главная > Задача >Финансы

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ…………………………………4

Этапы развития Пенсионного фонда РФ…………………4

Функции и полномочия Пенсионного фонда РФ………..7

Бюджет Пенсионного фонда РФ………………………….9

ГЛАВА 2. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА …..…………………………….20

2.1. Цели и задачи пенсионной реформы……………………. 20

2.2. Три кита пенсионной реформы……………………………21

2.3. Накопительная часть пенсии………………………………23

2.4. Валоризация…………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………28

ВВЕДЕНИЕ.

Задача общества – поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи. В этой связи существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и необходимость их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, территориальный и местные).

Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых внебюджетных фондов для финансирования государственных расходов.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

– Пенсионный фонд РФ;

– Фонд социального страхования РФ;

– фонды обязательного медицинского страхования.

В рамках данной курсовой работы рассмотрим структуру Пенсионного фонда РФ, его цели и задачи. Рассмотрим актуальный вопрос нашего времени – пенсионная реформа и роль Пенсионного фонда РФ в ней.

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. 1

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России).

Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах РФ свои отделения.

Этапы развития Пенсионного фонда РФ.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран – в начале ХХ века и не получило широкого распространения. В период с 1920 по 1932 года – пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Пенсиям по старости обеспечивались отдельные категории граждан – это преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет начиная с 1924 года, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, в 1929 – рабочие ведущих отраслей тяжёлой промышленности и транспорта.

В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.

Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Следующий этап развития системы государственного страхования начался в 1956 году с принятие Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размера назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

Впервые в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии, с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины – 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины. К середине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка. С началом рыночных преобразований в экономике и в целях стабилизации материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с изменением государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Российский пенсионный закон 1990г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным и другими законодательствами.

В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.

История развития пенсионного страхования в Российской Федерации с 1990 по 2005 годы включает в себя три этапа реформирования российской пенсионной системы.

Первый этап пенсионной реформы начался с 1990 г. принятием нового российского закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

В целях реализации норм Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990г. из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно – и финансово-самостоятельная ветвь – пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты страховой.

С 1995 г. начался второй этапа пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства РФ №790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования и очертила контуры будущей пенсионной системы.

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения был принят Федеральный закон « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Одним из важнейших шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

С 1997 года вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», возникла настоятельная потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового-третьего этапа пенсионной реформы.

В2001-2002годах был принят целый блок новых пенсионных законов – «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы.

И к 2004-2005 года, после трёх лет пенсионной реформы, и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России потерпели качественные изменения.

Функции и полномочия Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинение вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» предусмотрено:

закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;

рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий (до Указа эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты – собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).

Бюджет Пенсионного фонда РФ. 2

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ – целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово – кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

– страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе – организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

– средства из федерального бюджета РФ;

– добровольные взносы;

– другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

финансирование расходов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) – накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Каспарьянц Надежда Михайловна

Статья посвящена степени изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы и трудностей при анализе проблем пенсионной системы как в теории, так и в практической работе. В статье также говорится о действующем законодательстве в Российской Федерации и структуре системы пенсионного обеспечения .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам. автор научной работы — Каспарьянц Надежда Михайловна,

Essence and content of the pension system

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

Каспарьянц Надежда Михайловна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир ignatenko-59@mail. ru

Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения

Аннотация. Статья посвящена степени изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы и трудностей при анализе проблем пенсионной системы как в теории, так и в практической работе. В статье также говорится о действующем законодательстве в Российской Федерации и структуре системы пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, социальная защита, социальное обеспечение, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, накопительные пенсионные программы.

Раздел: (04) экономика.

Современная пенсионная система оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, сбалансированность федерального и регионального бюджетов. В то же время следует отметить, что степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы очень отстает от потребностей современной российской практики. Нуждается в разработке и категориально-понятийный аппарат, используемый при исследовании пенсионной системы: его полисемантичность, неопределенность создают немалые трудности при анализе проблем пенсионной системы как в теории, так и в практической работе.

Большинство российских исследователей относят пенсионное обеспечение к системе социальной защиты населения, рассматривая его как важнейший компонент государственной социальной политики [1]. Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений. Так, некоторые авторы выделяют следующие основные формы социальной защиты: личная материальная самозащита, общественная благотворительность, общественная солидарность, государственное социальное обеспечение и помощь, а также фирменные (предприятий) системы социальной защиты [2].

Другая группа авторов среди форм социальной защиты выделяет: социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и благотворительность [3].

В свою очередь, каждая из названных форм может быть рассмотрена применительно к защите от рисков, связанных со старостью, инвалидностью, потерей кормильца (то, что составляет суть пенсионной системы).

Вместе с тем в литературе перечисленные формы социальной защиты трактуются неоднозначно [4]. Так, вызывает споры трактовка термина «социальное обеспечение». Например, авторы учебника «Право социального обеспечения России» полагают, что «под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» [5]. В этой дефиниции говорится толь-

r\j Л r\j

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ко об определенной категории граждан, которые включены в систему социального обеспечения, и только в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми. На наш взгляд, такая трактовка этого феномена, во-первых, не совсем ясна, поскольку в ней не обозначены сами социальные группы, попадающие в систему социального обеспечения; во-вторых, в экономической литературе уже давно устоялось понятие «социальные риски», которые и должны браться за основу при анализе видов и способов социального обеспечения.

Анализ дефиниций термина «социальное обеспечение» показал, что существуют как узкая, так и широкая его трактовки. В широкой трактовке сюда включают такие виды социального обеспечения, как медицинское, пенсионное, собственно социальное [6]. В узкой трактовке под социальным обеспечением подразумевается только выплата пенсий, пособий и социальное обслуживание [7].

Однако в каждом из названных выше вариантов среди видов социального обеспечения названо пенсионное обеспечение.

Термин «пенсионное обеспечение» является достаточно емким и включает в себя различные формы социальной защиты населения от социальных рисков, связанных с наступлением старости, инвалидностью, потерей кормильца. По меньшей мере можно также говорить о нескольких значениях термина «пенсионное обеспечение». В широком смысле «в него включаются не только обязательные и дополнительные пенсионные программы, но и другие системы, позволяющие поддерживать определенный уровень и стандарты жизни в пенсионном возрасте (например, системы здравоохранения, социального обслуживания и пр.)» [8].

Узкая трактовка термина предполагает, что из пенсионного обеспечения исключается пенсионное страхование [9]. Однако ситуация осложняется тем обстоятельством, что сами указанные понятия четко не определены, а границы между ними подвижны. Достаточно часто поднимается вопрос о параллельном и равнозначном существовании процессов, обозначенных указанными терминами, в зависимости от методов финансирования и формирования денежных фондов. При финансировании в виде прямых ассигнований из бюджета используют термин «пенсионное обеспечение», а при применении страховых методов при формировании специальных фондов – термин «пенсионное страхование» [10].

В связи с рассматриваемой темой интересен и подход, предложенный А. А. Григорьевым, Д. Н. Ермаковым, Ю. Ю. Финогеновой и другими авторами. Как пишет Ю. Ю. Финогенова, «"пенсионное обеспечение” – это понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий, а понятие "пенсионное страхование” является формой пенсионного обеспечения граждан, и данные понятия относятся как общее к частному» [11]. На наш взгляд, этот подход позволяет рассмотреть все виды пенсий в рамках пенсионной системы, соединив те, которые формируются и выплачиваются государством; работодателями через обязательное и добровольное пенсионное страхование; самими гражданами (добровольное пенсионное страхование).

Таким образом, термин «пенсионное обеспечение» рассматривается в широкой трактовке, которая включает в себя все виды пенсий, формируемых и выплачиваемых в рамках пенсионной системы, среди же его форм – государственное пенсионное обеспечение (узкая трактовка данного термина) и пенсионное страхование (обязательное и добровольное). Именно в таком аспекте данный термин и будет использоваться в исследовании в дальнейшем применительно к региональной системе пенсионного обеспечения.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14546 УДК 331.25

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

По отношению к Российской Федерации, исходя из ее действующего законодательства, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения: 1) государственное пенсионное обеспечение (его финансирование осуществляется за счет федерального бюджета). Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №1б6-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [12]; 2) обязательное пенсионное страхование (его финансирование осуществляется за счет страховых взносов работодателей, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также дотаций из бюджета). В этой системе выплачиваются трудовая пенсия по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовая пенсия по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); 3) негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение (страхование). За счет него выплачиваются негосударственные пенсии в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами (иными институтами), финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от инвестирования данных средств.

Негосударственное пенсионное обеспечение (страхование) в национальной пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях, банках или пенсионных фондах (а также иных организационных формах: например, на основе прямого финансирования в самоуправляемых фондах, специализированных резервах в балансе предприятий, на базе трастовой собственности) [13].

Некоторые авторы считают, что применение термина «негосударственное пенсионное обеспечение» в отношении основной деятельности негосударственных пенсионных фондов (выплаты дополнительных пенсий), деятельности страховых компаний (в случае тех или иных форм пенсионного страхования) не вполне обосновано, так как организация негосударственного пенсионного обеспечения происходит на страховых принципах. Поэтому корректнее было бы назвать это системой негосударственного пенсионного страхования [14]. На наш взгляд, допустимо употребление обоих понятий, если исходить из того, что «пенсионное обеспечение» – это родовое понятие, а «пенсионное страхование» – понятие, отражающее одну из форм пенсионного обеспечения.

В теоретико-методологическом аспекте важно и раскрытие соотношения понятий «негосударственное пенсионное обеспечение» и «обязательное пенсионное обеспечение». Другими словами, включаются ли обязательные формы пенсионного обеспечения в систему негосударственного пенсионного обеспечения?

Решение указанного вопроса имеет не только теоретико-познавательный, но и практический интерес. Так, в связи с возможностью участия российских негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании возникает вопрос о включении данного вида страхования в состав негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на юридические аспекты перехода права собственности на средства пенсионных накоплений от государства к негосударственным пенсионным фондам, обязательное пенсионное страхование в данном случае является составной

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

частью государственного пенсионного страхования, где в качестве страховщика выступает частный институт – негосударственный пенсионный фонд. Тем не менее вопрос о праве собственности на пенсионные резервы и накопления является дискуссионным и оказывает влияние на неоднозначность не только в трактовке понятийного словаря в сфере пенсионного обеспечения, но в области налоговой политики.

Так, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [15] в ст. 3 устанавливается, что обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. При такой трактовке здесь заложено определенное противоречие: по организационно-правовой форме обязательное пенсионное страхование относится к государственному, но если проанализировать источники финансирования данного вида страхования, то их основу составляют обязательные платежи, уплачиваемые работодателями, поэтому его можно отнести к негосударственному. Вместе с тем по действующему законодательству обязательное пенсионное страхование относится к государственному.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Общая структура форм пенсионного страхования представлена на рисунке.

Формы пенсионного страхования

Организация и управление пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной функции государства, реализуемой в его социальной политике. Вместе с тем возможны разные варианты формирования и проведения данной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Так, анализ современных пенсионных систем позволяет выделить несколько разновидностей их теоретико-методологических оснований: это доктрина либерализма, трансформировавшаяся на рубеже XIX-XX веков в социальный либерализм,

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

который в отличие от классического либерализма допускал участие государства в социальной сфере; этатизм, исходящий из превалирующей роли государства в названной сфере и также модернизированный в ХХ веке в более мягкий вариант участия государства в разработке и проведении социальной политики (дирижизм, модели «третьего пути» и пр.).

Несмотря на обилие теорий в экономической науке, так или иначе затрагивающих роль государства в социально-экономической сфере в условиях рынка, все их можно свести к двум основным подходам: подход, идущий от разработок А. Смита и строящийся на принципах невмешательства государства в регулирование рыночного хозяйства и социальной сферы – принципе "laissez faire”, «невидимой руки», которая подталкивает частных производителей к действию на общее благо, принципе саморегулирования рыночного механизма; и подход, предполагавший активную роль государства в развитии экономической и социальной сфер (что было четко зафиксировано в концепции, разработанной Дж. Кейнсом).

И в настоящее время теоретики экономической науки так или иначе возвращаются к названным идеям, стремясь приспособить их к современным реалиям. Например, идеи А. Смита мы находим в концепции Р. Коуза, утверждающего, что «прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем предоставление проблемы на волю рынка или фирмы» [16]. О минимизации роли государства в общественной жизни говорил и Ф. Хайек [17].

К этим теоретико-методологическим концепциям следует добавить и те из них, в которых были переосмыслены подходы к человеку в условиях рынка (концепция человеческого капитала Г. Беккера и др.); роли социальной сферы в общественном производстве (модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и пр.).

На базе этих теоретико-методологических концепций в большинстве развитых стран сложилась модель социально ориентированного государства. Именно на это государство была возложена функция по созданию условий для удовлетворения на достаточном уровне комплекса наиболее значимых потребностей всего населения, в том числе и касающихся вопросов пенсионного обеспечения. Интересно отметить, что сама специфика социальной политики развитых западноевропейских государств в тот или иной исторический период отражала положения распространенной на тот момент теории.

Так, в первой трети ХХ века на базе кейнсианства формируется концепция этатизма, которая объединяет разнородные по своему социально-экономическому содержанию теории, но в которой доминирует тезис об активном использовании рычагов государства в экономической и социальной сферах жизни общества. В ряде стран (США, Великобритания и пр.) именно этатизм в 1950-1970 годах как теоретико-методологический каркас брался за основу формирования экономической и социальной политики. Следует отметить, что этатизм предполагал развертывание государственных социальных программ. Но именно это и привело к тому, что к концу 1970-х годов бюджеты ведущих государств Запада не выдержали огромных социальных расходов, да и само население этих стран было заражено настроениями иждивенчества.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Критики этатизма справедливо указывали на ряд уязвимых положений этого учения, а именно: допущение дефицита государственного бюджета в целях увеличения государственного спроса, покрытие данного дефицита с помощью займов и печатания денег, что неминуемо вело к росту инфляции; введение высокой ставки

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

налогов для увеличения государственных доходов, что подрывало материальную заинтересованность и работников, и работодателей в увеличении заработков и повышении размеров прибыли.

На смену идеям этатизма пришли идеи неолиберализма, который был представлен к тому времени тремя школами: чикагской (М. Фридмен), лондонской (Ф. Хайек) и фрайбургской (В. Ойкен). Несмотря на некоторые различия в концепциях представителей данных школ (всех их объединяет общность методологии, а не концептуальные положения), все они исходили из признания и необходимости обеспечения наибольшей свободы хозяйствующим субъектам не только в экономике, но и в социальной сфере. Конкретно в социальной политике это выражалось, например, в мерах стимулирования развития частных пенсионных схем. Именно негосударственное пенсионное обеспечение должно было сыграть, по замыслу этих теоретиков, ведущую роль в пенсионной системе ведущих стран. Вместе с тем сторонники концепции неолиберализма осознавали, что государство не может уйти из социальной сферы. Тем самым его роль здесь хотя и ограничивалась, но признавалась. Полезно проводить различие между теоретическими концепциями и практическими решениями. Теории и практика корреспондируют, но не совпадают. К примеру, концепции германских неолибералов В. Ойкена, В. Репке и социальная политика Г. Шредера, Г. Коля далеко не однозначны, хотя и считалось, что в то время правящие круги Германии следуют курсу неолибералов. Однако в качестве антиинфляционных мер, к примеру, М. Фридмен – один из теоретиков теории либерального государства – предложил не только жестко ограничить выдачу кредитов, сократить печатание денег, но и уменьшить социальные программы, пересмотреть систему государственного пенсионного обеспечения [18].

В дальнейшем возникший «социальный либерализм» уже допускал активное участие государства именно в социальной сфере. В связи с этим интересны идеи немецкого экономиста В. Ойкена. Его теория экономических порядков явилась методологической основой «социального рыночного хозяйства», установленного в Германии в послевоенный период, выступает ориентиром социальной политики, в том числе в сфере пенсионного обеспечения и в настоящий период.

Однако со временем ни кейнсианство, даже в его современных формах, ни модернизированный неолиберализм не устраивали ни теоретиков экономической науки, ни практиков, реализующих социальную политику. Витала идея переосмысления прежних представлений. И П. Самуэльсон успешно реализовал такое переосмысление в своих теоретических разработках, положив начало школе «великого неоклассического синтеза» [19].

Подход Самуэльсона базировался на следующих принципах: государственное регулирование в полной мере должно применяться там, где речь идет о наиболее полном удовлетворении публичных интересов (прежде всего в социальной сфере, в том числе и в пенсионном обеспечении); для удовлетворения частных запросов должно использоваться рыночное саморегулирование, государство здесь создает лишь долгосрочные правила игры; с помощью регулирующих сил рынка и государственного регулирования возможно достижение макроэкономической сбалансированности спроса и предложения.

Целый ряд стран выбрал именно такой подход, выстроив на нем модель социальной политики, хотя данная модель была конкретизирована к условиям той страны, где она применялась (так, в каких-то странах роль государства была минимизи-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14546 УДК 331.25

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

рована, как в США, в других – рассматривалась в качестве максимально допустимой в рамках смешанной модели, например в Швеции).

Анализируя экономические теории, касающиеся развития социальной сферы, следует обратить внимание, что все они так или иначе решают вопрос о роли государства в данной сфере. Наглядным воплощением разной роли государства в пенсионном обеспечении в мировой практике выступают модели О. Бисмарка и У. Бевериджа [20]. Роль государства минимизируется в первой из названных моделей и максимально увеличивается во второй.

По-разному в данных моделях трактуется и сама пенсия. Пенсия, по Бевериджу, это компенсация работнику утраченного заработка, обеспечивающая в старости защиту от бедности, гарантирующая уровень дохода, рассчитанного на основе прожиточного минимума в стране. Речь идет о пенсии, полученной в системе государственных гарантий.

Согласно Бисмарку, пенсия в системе обязательного пенсионного страхования – это отложенная часть заработной платы работника, она гарантирует ему уровень жизни, рассчитанный на основе уплаченных работодателем (совместно с работником) страховых взносов из фонда оплаты труда и продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

В российском законодательстве трудовая пенсия трактуется как «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц» [21]. Такой подход к трактовке пенсии исходит более из модели Бевериджа, когда пенсия выступает именно как компенсация утраченного заработка. Однако двойственность экономической и финансовой сущности пенсионной системы России – два основных канала ее финансирования – бюджетные средства и страховые взносы (например, наличие базовой части трудовой пенсии приближает данную систему к модели Бевериджа и одновременно страховые принципы формирования страховой части трудовой пенсии сближают эту модель пенсионной системы с моделью Бисмарка) – предполагает необходимость соединения двух названных выше трактовок пенсии.

Целью пенсионного обеспечения выступает защита лиц от рисков необеспеченности в старости, наступления инвалидности и в случае потери кормильца. Сущность категории «пенсионное обеспечение» проявляется в ее функциях. В экономической литературе функции пенсионного обеспечения практически не анализируются, несмотря на то, что они являются важным элементом теоретического исследования данной категории экономических отношений.

Экономические функции заключаются в замещении временно или постоянно утраченных доходов лиц при наступлении названных выше случаев; в распределении части доходов работающего населения через страховые взносы, а также бюджетных средств на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Экономической особенностью пенсионного обеспечения является то, что оно оказывает существенное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы. Здесь мы вправе рассматривать его как экономическую категорию, влияющую как на процесс воспроизводства совокупной рабочей силы, так и на общественное воспроизводство в целом. Эффективная современная система пенсионного обеспечения должна наглядно демонстрировать связь между доходами работающих и последующими размерами их пенсий. В

(V Т rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14546 УДК 331.25

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 05. – ART 14546. – 0,63 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14546.htm. – Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

процессе расширенного воспроизводства пенсионное обеспечение функционирует как реальная общественная потребность.

Социальная функция предусматривает обеспечение достойного уровня жизни пенсионерам. Кроме того, данная функция предполагает разрешение противоречий, с одной стороны, между работающими и неработающими членами общества, а с другой – между молодым и пожилым поколениями. В этом аспекте пенсионное обеспечение направлено на согласование экономических интересов между нетрудоспособными членами общества и той частью общества, которая создает материальные блага.

Политическая функция предполагает выполнение гарантированных норм социальной защиты; поддержание социальной стабильности в обществе; обеспечение единства и согласия общества, с одной стороны, и действующей власти – с другой.

Таким образом, пенсионное обеспечение как экономическая категория включает в себя совокупность экономических отношений по поводу:

– перераспределения части национального дохода в целях обеспечения регулярных денежных выплат, предоставляемых гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством;

– распределения экономических последствий социальных рисков в случаях наступления старости, инвалидности, потери кормильца между всеми участниками трудовой деятельности путем индивидуально-коллективного резервирования части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля.

Наиболее типичными видами пенсионного обеспечения являются [22]:

– системы универсальных пособий (выплачиваются государством за счет налоговых поступлений в фиксированном и одинаковом для всех получателей размере);

– системы социальной помощи (предоставляются только строго ограниченным категориям граждан, которые не располагают достаточными материальными средствами для удовлетворения жизненно важных потребностей, финансируются из государственного или местных бюджетов);

– системы социального страхования (пенсии по старосте и иные пособия предоставляются лицам на основе данных об уплате взносов за весь период их трудовой жизни; принципы и основные положения функционирования таких систем задаются государством);

– обязательные накопительные пенсионные программы (обязательные накопительные пенсионные программы, активами которых управляют частные финансовые структуры; провидентные фонды, которые являются накопительными программами и управляются государственными структурами);

– негосударственные дополнительные (частные) пенсионные системы (дополнительные профессиональные пенсионные системы – отраслевые или корпоративные и индивидуальные пенсионные программы; для получения налоговых льгот и иных преференций эти программы должны отвечать целому ряду критериев, установленных законодательством).

Ссылки на источники

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

1. Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. – М. 2007. – С. 116; Право социального обеспечения России / отв. ред. К. Н. Гусов. – М. 2008. – С. 209.

2. Роик В. Д. Указ. соч. – С. 116; Право социального обеспечения России. – С. 88-90.

3. Павлюченко В. Г. Социальное страхование. – М. 2007. – С. 28.

Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *