Порядок и условия подачи жалобы на налоговые органы

Жалобы на действия и бездействия работников налоговой

Содержание:

Порядок и условия подачи жалобы на налоговые органыОдним из очевидно положительных моментов в нашем законодательстве является тот факт, что существует возможность обжалования действия или бездействие контролирующих органов районного уровня в вышестоящий контролирующий орган.

То есть, это предоставляет нашим юристам возможность обжаловать неправомерные действия сотрудников районной налоговой инспекции можно обжаловать, обратившись с соответствующим заявлением в ГУ Миндоходов области (областную налоговую) или непосредственно в само Министерство доходов и сборов.

Самое интересное, что подать жалобу на действия и бездействия работников налоговой – проще простого. И это даёт реальные результаты.

Документы, которые требуются для подачи жалобы на действия и бездействия работников налоговой:

  • оформленная доверенность на представительство Ваших интересов в налоговом органе на нашего специалиста;
  • документы, связанные с действиями (бездействием) сотрудников налоговой службы и/или налоговой милиции.

Чтобы Ваша жалоба на действия и бездействия работников налоговой была рассмотрена, а Ваши требования – удовлетворены, нужно приложить немало усилий, чтобы ваше заявление попало в департамент внутреннего контроля. Только при таких условиях неправомерные действия сотрудников районной ГНИ будут пресечены, а виновные понесут адекватное наказание.

Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и охраняемых законом интересов, при этом, предварительное обращение в налоговый орган не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу. Пропущенный по уважительным причинам трехмесячный срок обжалования по заявлению лица может быть восстановлен судом первой инстанции.

Порядок и сроки подачи жалобы

Обжаловать ненормативный акт или действия (бездействия) должностных лиц налогового органа можно в порядке, который предусматривает НК РФ.

Порядок подачи жалобы

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Подать ее необходимо через налоговую, которая вынесла обжалуемый ненормативный акт или совершила действия, ставшие предметом обжалования.

Приняв жалобу, налоговый орган должен на протяжении 3 дней с момента ее поступления перенаправить ее, а также все материалы, которые касаются жалобы, в вышестоящий налоговый орган.

Закон не оговаривает последствий ситуации, при которой жалоба направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган, однако, исходя из практики, такие жалобы зачастую возвращаются лицу, которое их подало, что ведет к пропуску сроков их подачи.

Определением возможности рассмотрения жалобы занимается подразделение досудебного урегулирования налоговых споров, которому передается жалоба в течение следующего дня после ее поступления в налоговый орган.

На определение возможности рассмотрения жалобы отводится 3 рабочих дня. В течение этого времени налоговый орган выясняет есть ли основания для того чтобы оставить ее без рассмотрения. Перечень таких оснований устанавливает статья 139. 3 НК РФ.

Если такие обстоятельства будут установлены, информация об их наличии передается в вышестоящий налоговый орган сопроводительным письмом.

Если жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, госпошлина не уплачивается.

Форма жалоб законом не установлена, соответственно составить ее можно в произвольной форме. О результатах рассмотрения поданной жалобы налогоплательщик должен быть уведомлен письменно в соответствии с требованиями ст. 140 НК РФ.

Сроки подачи жалобы

Сроки, в которые подается жалоба на решение налогового органа, устанавливает пункт 2 ст. 139 НК РФ. По общему правилу сроки подачи жалоб составляют один год. Отсчет начинается с того момента, когда предъявитель жалобы узнал о наличии нарушения своих прав.

Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, налогоплательщик обращается в суд. Отдельного внимания требуют сроки подачи жалобы в суд. Положения ст. 198 АП КРФ устанавливают, что срок для обращения в арбитраж составляют три месяца. Начинается его исчисление от момента, когда истец узнал о нарушении своих прав.

Статья 101.2 НК РФ имеет двухзначное толкование этого вопроса и говорит о том, что:

  • обжаловать решение в суде можно только в том случае если соблюдена процедура досудебного обжалования в вышестоящем органе;
  • течение сроков обжалования начинается после того, как заинтересованное лицо узнало, что вынесенное в отношении него решение вышестоящего органа вступило в силу.

При этом вышестоящий налоговый орган, который должен принять решение не несет ответственности за нарушение сроков его принятия и не подлежит наказанию за бездействие. Данный вопрос законодательно не урегулирован и поэтому при подаче жалобы исчисление сроков полностью зависит от мнения судебного органа, рассматривающего дело.

Если решение Арбитражного суда не вступило в законную силу, оно может быть обжаловано заинтересованной стороной, участвовавшей деле, в апелляционной инстанции. Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда составляет один месяц в соответствии с требованиями статьи 259 АПК КРФ.

Сроки подачи жалобы после того как решение апелляционного суда будет принято тоже существуют. Срок, в который подается жалоба на определение апелляционного суда, не удовлетворившее какую-либо из сторон спора, составляет 2 месяца после того, как не устроившее сторону решение вступит в законную силу. Жалоба подается в кассационную инстанцию.

Срок, в который после подачи жалобы Верховный Суд должен пересмотреть судебные акты, которые вступили в законную силу, опираясь на положения статьи 308. 1 АПК РФ, не должен превышать двух месяцев. Обратиться в ВС РФ в порядке надзора могут лица, участвовавшие в деле.

Пропущенный срок подачи жалобы

Законодательством РФ установлены четкие сроки для выполнения каждого процессуального действия. Однако различные жизненные обстоятельства в некоторых случаях препятствуют их исполнению, что ведет к нарушению сроков и, как следствие, утрате возможности воспользоваться помощью правосудия.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы возможно восстановить. Для этого необходимо подать заявление с просьбой о восстановлении срока для подачи жалобы. В данном заявлении необходимо обосновать уважительность причин, которые привели к его пропуску.

Уважительные причины пропуска срока подачи жалобы

Перечня причин, которые являются уважительными и должны указываться в заявлении на восстановление процессуального срока подачи жалобы, законодатель не определил. В данном вопросе необходимо опираться на судебную практику.

Принимая решение о том, является ли уважительной причина пропуска срока подача жалобы, суды руководствуются ст. 205 ГК РФ, которая устанавливает основания, по которым срок может быть восстановлен.

Исходя из анализа арбитражной практики, основаниями для восстановления срока подачи жалобы могут стать:

  • тяжелая болезнь, которая помешала истцу своевременно защитить свои права;
  • беспомощное состояние;
  • любые форс-мажорные обстоятельства, доказать которые истец сможет, которые не дали возможности ему участвовать в процессуальных действиях;
  • правовая неграмотность;
  • несвоевременное получение истцом обжалуемого решения, что исключает его вину в пропуске сроков.

Восстановление срока подачи жалобы

Восстановить срок подачи жалобы, если причины его пропуска уважительны, может вышестоящий налоговый орган, если сочтет, что причины, указанные лицом в заявлении на восстановление срока были препятствием для своевременного обращения с жалобой.

Отказ восстановить срок подачи жалобы служит основанием оставить ее без рассмотрения.

Если срок обжалования в вышестоящий налоговый орган пропущен, то порядок досудебного урегулирования спора считается не соблюденным, и лицо утрачивает право на обращение в суд.

Тоже касается и срока подачи жалобы на восстановление пропущенного срока.

Продление срока подачи жалобы

Одновременно с жалобой, срок подачи которой пропущен, должно быть подано ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок подачи жалобы.

К форме ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы нет законодательных требований, но вероятность ее удовлетворения значительно возрастает, если при ее составлении придерживаться следующих правил:

  • четко изложить причины, которые привели к пропуску сроков;
  • сделать ссылки на нормы закона, регулирующие порядок предоставления жалобы и восстановления сроков ее подачи;
  • документально подтвердить уважительность причин, которые привели к пропуску срока.

Решение оставить жалобу без рассмотрения, принятое по итогам рассмотрения ходатайства о продлении сроков подачи жалобы, принимается на протяжении 5 дней после его подачи.

Лицо, которое подало жалобу, уведомляется о принятом решении письменно в течение трех дней с момента его принятия.

Однако если вышестоящий налоговый орган примет жалобу, которая подана с нарушением сроков к своему рассмотрению и рассмотрит ее, соответствующее заявление налогоплательщика суд примет к своему производству.

Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за этого нарушены его права (например, ИФНС нарушила срок возврата переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ) ), то этот плательщик вправе подать жалобу на бездействие налоговой инспекции (ст. 137 НК РФ ).

Куда писать жалобу на налоговую инспекцию

Подается жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ ), то есть в УФНС того региона, к которому относится инспекция, на которую вы решили пожаловаться.

В суд можно обращаться только после того, как бездействие налоговиков было обжаловано в УФНС (п. 2 ст. 138 НК РФ ).

Кстати, также возможна подача жалобы на налоговую инспекцию в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 ).

В нашей статье мы рассмотрим подачу жалобы в УФНС.

Требования к жалобе на налоговую инспекцию

Жалоба должна содержать следующую информацию (п. 2 ст. 139.2 НК РФ ):

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу (если жалобу подает физлицо, то оно должно указать свои ФИО и адрес места жительства);
  • наименование ИФНС, чье бездействие обжалуется;
  • сведения о том, что именно обжалует плательщик (в нашем случае это бездействие ИФНС);
  • основания, по которым налогоплательщик считает, что его права были нарушены (как правило, это ссылка на законодательство);
  • требования, выдвигаемые налогоплательщиком;
  • желаемый способ получения решения по жалобе (на бумаге или в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Также в жалобе имеет смысл указать номера телефонов и адреса электронной почты, которые налоговики могут использовать для связи с налогоплательщиком (п. 3 ст. 139.2 НК РФ ).

При желании к жалобе можно приложить документы, подтверждающие факты, изложенные в ней (п. 5 ст. 139.2 НК РФ ).

Подписать жалобу должно лицо, ее подающее, или же представитель (п. 1 ст. 139.2 НК РФ ). Кстати, если жалобу подает уполномоченный на то представитель, то к ней нужно приложить документы, подтверждающие эти полномочия, например, доверенность (п. 4 ст. 139.2 НК РФ ).

Отметим, что утвержденной формы жалобы нет, но можно воспользоваться формой, размещенной на сайте ФНС в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров» .

Способы подачи жалобы

Жалобу можно подать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ ):

  • на бумаге (лично или по почте);
  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок подачи жалобы на ИФНС

Несмотря на то что жалобу нужно подать в УФНС, плательщик представляет ее именно в ИФНС, а налоговики уже передадут ее в Управление в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы (п. 6 ст. 6.1. п. 1 ст. 139 НК РФ ). При этом ИФНС должна устранить нарушения, изложенные в жалобе (конечно, если эти нарушения имеют место быть), и сообщить об этом в УФНС так же в течение трех дней с момента устранения (п. 1.1 ст. 139 НК РФ ).

Что же касается сроков подачи жалобы, то представить ее можно в течение года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав (п. 2 ст. 139 НК РФ ). Правда, если срок был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, УФНС может его восстановить.

Кстати, до принятия решения по жалобе налогоплательщик может отозвать ее (п. 7 ст. 138 НК РФ ). Однако отзыв жалобы лишит плательщика права на подачу новой жалобы по тем же основаниям.

Сроки рассмотрения жалобы и принятие решения по ней

По результатам рассмотрения жалобы на бездействие налоговой инспекции УФНС может оставить жалобу без удовлетворения или же признать бездействие ИФНС и вынести решение по существу (пп. 1, 5 п. 3 ст. 140 НК РФ ).

На принятие того или иного решения у УФНС есть 15 рабочих дней со дня получения жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ ). Правда, в некоторых случаях этот срок может быть продлен, но максимум еще на 15 рабочих дней.

Свое решение УФНС вручает/направляет налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения (п. 6 ст. 140 НК РФ ).

Узнать о судьбе своей жалобы можно посредством специального сервиса ФНС .

По каким причинам УФНС может отказаться рассматривать жалобу

В некоторых случаях Управление может отказать плательщику в рассмотрении его жалобы. Такое возможно, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ ):

  • жалоба не подписана или подписана неуполномоченным на то лицом;
  • в жалобе не указано, в чем заключалось бездействие налоговиков;
  • срок подачи жалобы истек;
  • до принятия решения по жалобе плательщик отозвал ее;
  • плательщик уже подавал ранее жалобу по тем же самым основаниям;
  • до того, как УФНС приняло решение по жалобе, налоговики устранили нарушения.

Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

Приведем образец жалобы на бездействие ИФНС.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа

Апелляционную жалобу налогоплательщик подает в том случае, если он не согласен с вынесенным, но не вступившим в силу решением ИФНС по результатам проверки (п. 1 ст. 138 НК РФ ).

Требования к апелляционной жалобе такие же, как и требования, например, к жалобе на бездействие налоговой инспекции (ст. 139.2 НК РФ ).

Примерную форму апелляционной жалобы можно скачать на сайте ФНС .

Подается апелляционная жалоба в УФНС через налоговую инспекцию, вынесшую решение по проверке (п. 1 ст. 139.1 НК РФ ). Причем подать такую жалобу плательщик должен успеть до дня вступления в силу решения, которое он обжалует (п. 2 ст. 139.1 НК РФ ).

Так же как и жалобу на бездействие, апелляционную жалобу плательщик вправе отозвать (п. 7 ст. 138 НК РФ ).

По результатам рассмотрения жалобы УФНС может (пп. 1, 3, 4 п. 3 ст. 140 НК РФ ):

  • оставить апелляционную жалобу без рассмотрения;
  • отменить решение ИФНС полностью или частично;
  • отменить решение ИФНС полностью и принять новое решение по делу.

УФНС вправе отказать в рассмотрении апелляционной жалобе по следующим причинам (пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ ):

  • жалоба не подписана или подписана неуполномоченным лицом;
  • в жалобе не указаны акты ИФНС ненормативного характера, приведшие к нарушению прав плательщика;
  • плательщик отозвал жалобу;
  • ранее плательщик уже подавал жалобу по тем же основаниям.

Принять какое-либо решение по апелляционной жалобе УФНС должно в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ ). Этот срок может быть продлен еще на один месяц.

Довести свое решение до налогоплательщика УФНС обязано в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ ).

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

Такая жалоба подается налогоплательщиком в ответ на решение налогового органа о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения.

Виды апелляционных жалоб

Статья 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и срок подачи апелляционной жалобы. На сегодня применяются три вида апелляционных жалоб.

В первую очередь оформляется предварительная апелляционная жалоба, позволяющая не пропустить сроки подачи жалобы.

Такой документ может содержать не все необходимые сведения, но он призван отсрочить процесс качественного сбора необходимых документов.

Вторым видом является основная жалоба, которая подается после сбора всех необходимых документов. Эта жалоба призвана добиться от налогового органа пересмотра решения по соответствующему делу о правонарушении.

Третий вид жалобы – дополнительная. Часто она содержит все сведения основной с небольшими дополнениями и подается непосредственно перед судом, если дело доходит до судебных разбирательств.

Порядок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба имеет такой же порядок подачи, как и любая из налоговых жалоб, указанная в статье 139 НК РФ. Жалоба подается в орган, который контролирует налоговую инспекцию, вынесшую решение об ответственности за правонарушение. Порядок подач жалобы выглядит следующим образом:

  • поступление жалобы в документационное отделение налоговой инспекции и получение резолюции руководителя в день поступления жалобы;
  • передача жалобы в подразделение досудебного налогового урегулирования (этот отдел рассматривает достоверность оснований жалобы, направляет документы в вышестоящие органы и готовит заключение по результатам налоговой проверки жалобных сведений);
  • если сведения подтверждаются, то налоговые органы в течение трех рабочих дней отправляют жалобу в вышестоящие налоговые органы в трехдневный срок (если сведения не подтверждаются, то налоговая инспекция также обязана уведомить об этом вышестоящее руководство);
  • подготавливается решение по результатам рассмотрения жалобы, которое отправляется налогоплательщику по адресу, указанному в жалобе.

Инспекция обязана отправить жалобу со всеми имеющимися приложениями. Это необходимо для правильной оценки текущей ситуации. В состав материалов должны быть включены сведения налоговой проверки.

Заключение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы должно быть строго унифицированным и содержать обоснованные выводы по каждому пункту жалобы.

Также налогоплательщик обязан на каждый довод указать ссылку на соответствующий приложенный документ.

Ответ на жалобу должен содержать ссылки на письма ФНС РФ, разъяснения Минфина и материалы юридической практики.

Решение по апелляционной жалобе должно содержать резолюцию руководителя и содержать копии документов, подтверждающих позицию налогового органа. Такое решение должно быть направлено в вышестоящую организацию в течение 5 рабочих дней.

Направление жалобы не считается основанием для оставления жалобы без рассмотрения.

Если жалоба отклонена или не рассмотрена ввиду недостаточности объяснений по объекту жалобы, то вышестоящие органы в течение трех рабочих дней возвращают жалобу налоговой инспекции с документами, объясняющими такое решение.

Также направляется дополнительный запрос на необходимые сведения и заключение по результатам проверки требований жалобы.

Сроки подачи апелляционной жалобы

В зависимости от объекта обжалования определяется срок подачи жалобы. Объектом обжалования в рамках рассматриваемой статьи является решение по результатам изучения материалов проверки.

Порядок реализации решений и вступления их в силу определяется результатами рассмотрения материалов и нормами статьи 101 НК РФ.

Срок вступления в силу решений по той или иной жалобе составляет 1 календарный месяц с момента вручения решения лицу, подавшему жалобу.

Если жалобу подавала консолидированная группа налогоплательщиков, то решение по жалобе вступает в силу по истечение 30 дней со дня получения решения ответственным участником группы.

Обжаловать ненормативные налоговые акты могут все те, кто считает свои права нарушенными, но в отношении консолидированных групп налогоплательщиков законодатель оговорил права участников отдельно.

Так, участники консолидированной группы могут обжаловать решения налогового органа, но только если участник группы привлечен к ответственности за налоговые правонарушения.

Обжалование решений оформляется как ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.

Пропущенный срок подачи апелляционной жалобы

Пропуск сроков подачи жалобы может произойти по различным причинам. Такой пропуск влечет за собой последствия отличные от последствий нарушения сроков по обычным видам жалоб.

Основным последствием является вступление решения налогового органа в силу без оповещения истца. При этом любые заинтересованные лица могут подать заявление на обжалование решения в сроки, установленные законодательством.

Жалоба на решения, вынесенные без участия истца, подается в вышестоящий налоговый орган.

Это правило становлении пунктом 1 статья 139 НК РФ. Если акт налоговой инспекции уже вступил в силу по временным рамкам, то заинтересованное лица теряет все права на судебное обжалование.

Несмотря на то, что решение может быть вынесено в любой день, в силу оно вступает только с момента получения его заинтересованным лицом. После вступления в силу решение обжаловано быть не может.

Если решение вынесено по совершенному правонарушению, то оно подлежит обжалованию только в суде. (согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ).

Уважительные причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы

Налоговое законодательство устанавливает список причин, которые считаются уважительными для пропуска сроков подачи:

  • серьезная болезнь, препятствующая тому, что лицо может рассмотреть решение;
  • командировка за рубеж;
  • военные действия;
  • обстоятельства непреодолимой силы: стихийные бедствия и т. д.

Болезнь и командировка могут быть признаны достаточными обстоятельствами при наличии соответствующих сведений, отражающих необходимость в отсрочке. При этом данные обстоятельства не являются уважительными в рамках работы с юридическими лицами.

Восстановление и продление срока подачи апелляционной жалобы

Некоторые пункты стать 139.3 НК РФ устанавливают, что существует запрет на восстановление пропущенных сроков апелляционных жалоб.

Запрет обоснован тем, что пропуск сроков апелляционной жалобы не является препятствием для обжалования данного ненормативного акта после вступления решения налогового органа в силу.

Вступление решения налогового органа связано и с прочими сроками, такими как сроки на направление требований об уплате налогов и сроки принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика.

При этом в НК существуют разногласия в том, что жалоба, поданная не в срок не подлежи рассмотрению, но пункт 4 статьи 139 НК РФ считает, что нарушение сроков не является основанием для оставления жалобы без рассмотрения.

Продление сроков подачи жалобы возможно, если налоговый орган сочтет обстоятельства, которые вызвали просрочку, достаточными. Также, срок продлевается, если налоговая проверка по результатам рассмотрения требований налогоплательщика затянулась. В остальных случаях продление срока подачи апелляционной жалобы невозможно.

Что не может быть обжаловано в апелляционном порядке

Результаты решений налоговых органов не могут быть обжалованы, если они касаются привлечения налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и привлечения за правонарушения, которые выносятся федеральными органами власти – уполномоченными в области налогов и сборов.

Таким образом, статья 139.1 НК РФ регулирует порядок и сроки подачи апелляционных жалоб. При составлении и подаче такой жалобы налогоплательщик обязан опираться и на действия статей 139-139.5 НК РФ.

Нарушение сроков подачи жалобы может привести к тому, что налогоплательщик не сможет оспорить несправедливо вынесенное решение в части наказания за налоговые правонарушения.

Обжалование решений налоговой службы

Порядок обжалования решений налоговых органов изложен в разделе 2 Налогового кодекса, Глава 4 (Розділ II Податковий кодекс, Глава 4)

Порядок обжалование решений

Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В случае, когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных данным Кодексом или другими Законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.

Жалоба подается контролирующему органу высшего уровня в письменной форме (и, в случае необходимости, – с должным образом засвидетельствованными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 Кодекса) в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона).

Жалобы на решения государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона) подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных данным Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным Законом.

Налогоплательщик одновременно с представлением жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан в письменном виде уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

В случае, когда контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

В случае нарушения налогоплательщиком установленных требований (пунктов 56.3 и 56.6 НК) поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возвращения.

Контролирующий орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивируемое решение и направить его в течение 20 календарных дней. следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика свыше 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом налогоплательщика до окончания срока.

Если мотивируемое решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика со дня, следующего за последним днем отмеченных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока.

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

Если в соответствии с Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, наступающих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.

В случае, когда последний день сроков, отмеченных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, наступающий за выходным или праздничным днем.

Сроки представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Кодекса.

Жалоба, поданная с соблюдением сроков, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы контролирующему органу до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение отмеченного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которая обжалуется, считается несогласованной.

Днем представления жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте – дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая отмечена отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

Процедура административного обжалования заканчивается:

днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в отмеченный срок;

днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела;

днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением об рассрочке, отсрочке налоговых обязательств, которые обжаловались.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.

С учетом сроков давности, определенных статьей 102 данного Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Решения контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

В случае, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.

Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

В случае если норма данного Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, или если нормы разных Законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

Если налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в административном порядке в контролирующих органах ит/или в суде, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения в виде уклонения от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины.

Начало досудебного расследования относительно налогоплательщика или сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для остановки производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в пределах процедуры апелляционного согласования.

Что делать, если вам отказали в регистрации налоговой накладной

Cогласно новым правилам с 1 июля 2017 года регистрация налоговой накладной может быть остановлена, если такая налоговая накладная соответствует критериям рисков, определенных приказом Министерства финансов. На практике останавливается регистрация до 1% налоговых накладных. Что делать, если вы попали в число этих “счастливчиков”?

По состоянию на 2 августа 2017 года комиссией ГФС приняты к рассмотрению обращения от 5 тыс. налогоплательщиков по около 47,9 тыс. налоговым накладным, регистрация которых была остановлена. В результате рассмотрения уже приняты решения по 16,5 тыс. документам, из них положительное решение было принято в отношении около 10 тыс. налоговых накладных, а отказано в регистрации по около 6,5 тыс. накладным.

В подавляющем большинстве причина отказа в регистрации — предоставление копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточным основанием для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной.

Отвечаем на самые распространенные вопросы, которые возникают у компании в случае остановки регистрации налоговой накладной.

Кто и когда узнает об остановке регистрации налоговой накладной?

В случае остановки регистрации налоговой накладной контролирующий орган в автоматическом режиме направляет налогоплательщику соответствующую квитанцию, в которой указывается основание для остановки регистрации и предлагается предоставить объяснения и/или копии документов, подтверждающих реальность осуществления операции. Сообщение о приостановлении регистрации налоговой накладной получает и контрагент налогоплательщика.

Какие меры следует принять сразу после остановки регистрации?

После получения квитанции налогоплательщику необходимо не позднее, чем через 365 дней после составления накладной, подать в контролирующий орган по основному месту учета соответствующие объяснения и документы, а также таблицу налогоплательщика по установленной форме с информацией о видах экономической деятельности налогоплательщика, а также коды товаров и услуг, которые им поставляются и/или приобретаются.

Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной, утвержден приказом Министерства финансов Украины №567 от 13.06.2017 г. Однако указанный перечень содержит широкий спектр документов, что вынуждает налогоплательщика подавать практически все документы, прямо или косвенно касающиеся операции, указанной в этой накладной.

Учитывая, что каждый вид операций имеет свою специфику, предусмотренную на законодательном и/или договорном уровнях, предоставление всех предусмотренных приказом № 567 документов часто не представляется возможным на практике. В частности переписка между контрагентами обычно имеет статус конфиденциальной, а хранение и транспортировка товара может осуществляться покупателем/заказчиком. В таком случае мы рекомендуем описывать в объяснениях прилагаемые документы и аргументировать, почему их достаточно для подтверждения реальности операции.

Мы советуем указывать в объяснениях налогоплательщика следующую информацию:

  • полное название и адрес контролирующего органа;
  • полное название, адрес (официальный и для переписки), а также код ЕГРПОУ плательщика налогов;
  • исходящий номер и дату составления документа;
  • тему обращения “О приостановлении регистрации налоговой накладной №__ от __”;
  • изложение общих обстоятельств (исходных данных): (і) информация о налогоплательщике (как долго работает на рынке Украины, сколько сотрудников и постоянных партнеров, основные виды хозяйственной деятельности, известные клиенты и т. д.), (іі) когда налогоплательщик узнал об остановке регистрации налоговой накладной, каких услуг/товаров она касается, на основании какого договора осуществлялась продажа товаров/услуг, (ііі) описать порядок заказа, поставки, проверки качества, принятия товара или результатов услуг;
  • аргументация, почему приложенные документы полноценно подтверждают факт оказания услуг/поставки товаров;
  • просьба зарегистрировать налоговую накладную со ссылкой на нормы Налогового кодекса Украины;
  • перечень приложений с указанием общего количества страниц;
  • фамилия, инициалы, должность и подпись представителя налогоплательщика.

Среди приложений также должна быть копия документа, подтверждающего полномочия подписанта (обычно это выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований или доверенность). Все приложения должны быть прошиты, а листы насквозь пронумерованы.

После получения от налогоплательщика указанных документов, контролирующий орган не позднее следующего рабочего дня со дня получения передает их на рассмотрение специально созданной комиссии ДФС, которая в течение пяти рабочих дней принимает решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной и отправляет его налогоплательщику по почте.

Как правильно оформить и куда подать жалобу на решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной?

Решение комиссии об отказе в регистрации налоговой накладной может быть обжаловано в административном порядке путем подачи жалобы в ГФС в течение 10 дней после получения соответствующего решения, или в судебном порядке. Решения комиссии ГФС, обжалованные налогоплательщиком в судебном порядке, не подлежат административному обжалованию. При этом, результаты административного обжалования могут быть в дальнейшем обжалованы в суде.

В дополнение к содержанию объяснений в названии жалобы обязательно должно быть указано: “Жалоба на решение ГФС №__ от __ об отказе в регистрации налоговой накладной №__ от __”. Также налогоплательщик должен указать в жалобе, что он не обращался в суд для обжалования этого решения.

В требованиях жалобы должно быть указано: “1. Отменить решение ГФС №__ от __. 2. Зарегистрировать налоговую накладную №__ от __.”.

Административный порядок обжалования предполагает пересмотр решения об отказе в регистрации налоговых накладных этим же органом, но другим его структурным подразделением — комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб совместно с уполномоченным лицом Минфина. В то же время порядок обжалования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины №485. от 4 июля 2017 г. не предусматривает рассмотрения жалобы с участием истца.

Стоит ли обращаться в суд? Будет ли у налогоплательщика, который обратился в суд, право зарегистрировать налоговую накладную после окончания 365-дневного срока?

Течение срока регистрации налоговой накладной прерывается на период обжалования и начинается заново со дня принятия решения ГФС о регистрации накладной или вступления в законную силу решения суда любой инстанции, отменяющее решение ГФС об отказе в регистрации и/или обязывающее ГФС зарегистрировать накладную. Поскольку налоговые органы оспаривают принятые в пользу налогоплательщиков судебные решения, срок для регистрации обычно возобновляется со дня принятия апелляционным судом решения о регистрации налоговой накладной. Если первая и апелляционная инстанции будут неудачными для налогоплательщика, сроки возобновляются с даты принятия решения суда кассационной инстанции о регистрации налоговой накладной.

Таким образом, административная процедура обжалования отказа в регистрации налоговой накладной целесообразна, учитывая реальную возможность решить этот вопрос без длительных судебных тяжб. Шансы на успех в подобных делах будут зависеть от избранной стратегии, наличия доказательств и качества их подачи.

В случае окончания административного обжалования не в пользу налогоплательщика и при наличии сильной доказательной базы (первичные документы, отчеты, фотографии, переписка, свидетели и т. д.), мы рекомендуем обращаться к судебному обжалованию с просьбой отменить решение ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной и о результатах рассмотрения жалобы, а также зарегистрировать налоговую накладную.

При этом контрагент, оплативший товары и/или услуги и заинтересованный в регистрации налоговой накладной, может быть привлечен к судебному процессу в качестве третьего лица на стороне истца или свидетеля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *