Различие понятий инвалида детства и инвалида с детства, размер пенсий

Различие понятий инвалида детства и инвалида с детства, размер пенсий

Различие понятий инвалида детства и инвалида с детства, размер пенсийВ моей компании работает инвалид, который имеет данный статус с детства. И недавно у него с коллегами возникла дискуссия по поводу того, чем отличается инвалид с детства от других категорий инвалидности. Меня этот вопрос также заинтересовал, поэтому я углубилась в изучение законодательства по данному вопросу. И сейчас я вам об этом подробно расскажу.

Оглавление

Понятия

Многие путают существующие понятия инвалидности. Давайте подробно разберемся, что из них представляет каждая:

  1. Ребенок – инвалид. Под ним понимается человек, которые еще не достиг совершеннолетия и по определенным причинам получил инвалидность. Здесь не имеет значения, когда она была получена и каким способом. Потому что приобрести дисфункцию можно в процессе своей жизнедеятельности, либо еще до рождения. Самым важным фактом здесь является, что человеку установлен данный статус. Его продолжительность определяется врачами в зависимости от возможных прогнозов развития болезни. Если утраченная дисфункция восстановлению не подлежит, то инвалидность будет установлена до исполнения 18 лет человеку. Но если есть шанс, что дисфункция уменьшится или полностью излечится, то действие статуса будет ограничено одним или двумя годами. И ребенку придется каждый раз подтверждать свое состояние.
  2. Инвалид. К ним относятся взрослые совершеннолетние люди, которые получили определенную дисфункцию в случае травмы или болезни. В зависимости от состояния здоровья взрослым людям обязательно устанавливается одна из трех групп. Данное состояние также необходимо подтверждать ежегодно, а для представителей первой группы это требуется делать каждые 2 года. Но с текущего года был определен перечень заболеваний, которые дают возможность установить группу бессрочно, то есть ее не требуется подтверждать в дальнейшем. Эта группа имеет более широкое понятие, так как сюда относятся не только те, кто получил дисфункцию в совершеннолетнем возрасте. Сюда также входят и те, кто стали инвалидами в детстве. Они выросли, достигли совершеннолетия, и им была установлена определенная группа.
  3. Инвалиды с детства. К данной категории относятся только совершеннолетние люди, которые имеют определенные дисфункции, полученные ими еще в детстве или до рождения. Они получили свой статус до 18 лет, а после наступления совершеннолетия они его подтвердили еще раз и получили определенную группу. Важно не путать получение инвалидности с ОВЗ. Некоторые дети имеют определенные ограниченные возможности, но им не ставят статус инвалида, пока они полностью не вырастут. Хотя потом после достижения 18 лет они могут получить этот статус, но они уже не будут считаться инвалидами с детства.

Важным отличием между этими понятиями является возраст человека и момент получения дисфункции, которая и приводит к оформлению данного статуса. Также детям не устанавливают определенную группу. Им просто утверждают наличие или отсутствие статуса инвалида. Но в реабилитационной программе делается отметка, к какой группе он должен относиться в будущем, если его состояние не изменится.

А все совершеннолетние инвалиды обязательно получают определенную группу. И от этого статуса зависит размер пенсионного обеспечения.

Размер пособий

Чтобы понять, почему многие стремятся оформить инвалидность еще в детстве, важно знать, какие размер пенсионного обеспечения установлены для данных категорий граждан:

  1. Все дети, имеющие такой статус, ежемесячно получают по 12082 рубля. Так как группа им не определяется, то независимо от их дисфункции размер выплат для всех будет одинаковым.
  2. После наступления совершеннолетия выплаты будут меняться в зависимости от установленной группы:
  • для 1 размер выплат составит также12432,44 рубля ;
  • для 2 – 10360,52 рублей ;
  • для 3 – 4403,24 рублей .

Немного иные выплаты установлены для людей, которые приобрели данный статус уже в совершеннолетнем возрасте. Такое разделение зависит от здоровья каждого больного, так как вторая и третья группы позволяют человеку трудоустроиться и обеспечивать себя необходимыми средствами.

Но важно отметить, что если человек получит вторую группу уже в совершеннолетнем возрасте, но в детстве ему не будет установлена инвалидность, то размер его пенсионного обеспечения составит только 5180,24 рубля. А это в два раза меньше, чем будет получать инвалид, который получил данный статус еще в детстве. Для первой группы данная сумма будет составлять 10360,62 рубля.

Из перечисленных сумм видно, что особого значения размер выплаты не влияет на то, когда был получен данный статус только для третьей группы. Важно лишь его фактическое наличие. Более подробно узнать об этом можно в представленном видео.

Как оформить

После совершеннолетия инвалид сразу должен пройти СМЭ и получить заключение о присвоении ему определенной группы. В зависимости от этого он и будет получать пенсионное обеспечение.

Порядок действий для всех инвалидов будет одинаковым, независимо от их возраста, а также первичности или повторности получения статуса. Решение о назначении, либо продлении инвалидности принимает только специальная медкомиссия, работающая в специальном бюро. Чтобы попасть на прохождение данной экспертизы необходимо:

  1. Получить направление. Его должен выдать терапевт на основании имеющегося документально подтвержденного заболевания. Если болезнь имеет психическую направленность, то его выдает психиатр. Другие врачи такие направления не выдают.
  2. Пройти обследования и всех врачей. Назначение делает врач, выдавший направление. Перечень обследований напрямую зависит от вида заболевания или травмы.
  3. Подготовить обязательный пакет документов. Необходимо сделать копии, а также надо заполнить заявление. Оно оформляется на специальном бланке. Его выдают в Бюро, где проводится экспертиза.
  4. Подать заявление и все документы. С этого момента проведение экспертизы должно быть назначено в течение месяца.
  5. Прийти на экспертизу. В процессе ее проведения врачи проводят анализ состояния здоровья, его психоэмоциональное состояние, выявляют условия труда, если человек трудоустроен, а также анализируют бытовые условия. Если больной является полностью лежащим, то комиссия проводится у него дома, либо в стационаре, где он проходит лечение.
  6. Получить решение. Оно делается на основании заключений всех участников комиссии.

Полученное решение можно оспорить, если вы считаете, что результат может быть иным. Для этого надо подать заявление в высшую инстанцию Бюро для повторного рассмотрения состояния здоровья. При прохождении комиссии потребуется повторная сдача анализов, а также может потребоваться проведение дополнительного обследования, чтобы выявить определенные факты.

Документы

Перечень документов, необходимых для подачи заявление в МСЭ строго регламентирован. Вам потребуется подготовить:

  1. Паспорт, чтобы подтвердить свою личность. а также вам необходимо сделать копии всех его страниц.
  2. Копия трудовой книжки. если человек продолжает быть официально трудоустроенным. Если книжка у него на руках, потребуется ее оригинал и копии.
  3. Амбулаторная карта. При прохождении всех назначенных врачей, они записывают свои заключения в эту карту. Также сюда вписываются результаты обследований и анализов.
  4. Выписки и больничные листы. если человек находился на лечение в стационаре. Там должен быть указан диагноз, а также проведенное лечение.
  5. Заявление. Оно может подаваться не только самим больным, но и представителем. Для этого сам представитель должен иметь при себе паспорт, а также документ, дающий ему право представлять интересы своего родственника.
  6. Справка с работы. В ней должны быть подробно прописаны условия труда человека и его должностные обязанности.
  7. СНИЛС.
  8. Документы. подтверждающие текущую деятельность человека. Это может быть справка о том, что человек стоит на Бирже труда, находится на больничном, либо вышел на работу.

Большинство родителей стараются оформить для своих детей инвалидность, если они имеют ярко выраженные ограниченные возможности. В этом случае они будут получать пенсионное обеспечению и смогут его направить на лечение несовершеннолетнего ребенка. Но в дальнейшем на размер пенсии факт получения инвалидности в детском возрасте никакого влияния иметь не будет.

С нынешнего года дети-инвалиды и инвалиды с детства смогут получать одновременно и государственную социальную помощь, и пенсию по потере кормильца

В связи с увеличением прожиточного минимума выросли и размеры выплат

Закон, который должен улучшить финансовое обеспечение детей-инвалидов и инвалидов с детства, был принят еще в прошлом году. Но вступил в силу он только с нынешнего, поскольку на увеличение выплат нужно было найти деньги в казне государства. Необходимые средства к началу 2006 года были выделены, и новый закон полноценно заработал. Что он изменил и на какие выплаты теперь смогут рассчитывать эти люди, «ФАКТАМ» рассказала заместитель Директора департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной политики Украины Оксана Полякова.

Инвалидам с детства I группы полагается 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность

Инвалиды с детства и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на государственную социальную помощь (которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»). Кроме того, они могут получать пенсию или же пособие по Закону «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам». Отметим, что претендовать сразу на несколько выплат закон не позволяет. Человеку нужно выбрать либо государственную социальную помощь, либо пенсию. Впрочем, с нынешнего года сделано исключение: одновременно с государственной социальной помощью детям-инвалидам и инвалидам с детства теперь разрешено выплачивать пенсию по потере кормильца.

Напомним, что право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего человека, бывшие на его иждивении. Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» четко указывает, кто именно считается нетрудоспособным членом семьи и имеет право на такие выплаты. Так вот, к ним относятся как несовершеннолетние (то есть до 18 лет) дети умершего человека, в том числе родившиеся до истечения 10 месяцев со дня его смерти, так и совершеннолетние, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Пенсия по потере кормильца назначается в случае смерти человека, а также если он был признан без вести пропавшим или объявлен умершим в установленном украинским законодательством порядке. При этом к моменту смерти кормилец должен был отработать определенное количество лет. Необходимый для назначения таких пенсий страховой стаж определен законом. Он составляет:

для человека, который умер до достижения 23 лет (включительно), — 2 года;

для человека, умершего в возрасте от 24 до 26 лет (включительно), — 3 года;

для человека, умершего в возрасте от 27 до 31 года (включительно), — 4 года;

для людей, умерших в возрасте старше 32 лет, — 5 лет.

Если человек умер в период прохождения срочной воинской службы или был пенсионером, то пенсия в связи с потерей кормильца назначается независимо от наличия необходимого страхового стажа.

Еще одним приятным моментом стало увеличение в нынешнем году размеров государственной социальной помощи. Ведь ее сумма зависит от прожиточного минимума, а он будет увеличиваться на протяжении года. Так, прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц в начале года поднялся до 350 гривен, с 1 апреля вырастет до 359 гривен, а с 1 октября — до 366 гривен. Соответственно увеличатся и выплаты инвалидам.

Кроме того, с 1 января (в соответствии с внесенными изменениями) помощь инвалидам с детства II группы составляет уже не 70, а 80 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, а инвалидам с детства III группы — не 50, а 60 процентов.

Таким образом, с нынешнего года выплаты назначаются в таких размерах:

инвалидам с детства I группы — 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

инвалидам с детства II группы — 80 процентов;

инвалидам с детства III группы — 60 процентов;

на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — 70 процентов.

Сколько это в гривнях — зависит от размеров прожиточного минимума, который, напомним, будет изменяться на протяжении года (см. таблицу). Кроме того, с 1 января 2006 года государственная социальная помощь, назначенная детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, заболевание которых связано с Чернобыльской катастрофой, повышена на 50 процентов размера государственной социальной помощи на детей-инвалидов.

Теперь надбавки по уходу к государственной социальной помощи будут платить и одиноким инвалидам с детства II и III групп

Также стоит отметить, что закон предусматривает установление надбавок по уходу за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства. Так, по уходу за инвалидом с детства I группы, получающим государственную социальную помощь, устанавливается надбавка в размере 50 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Еще одно новшество: с нынешнего года надбавки по уходу к государственной социальной помощи будут платить и одиноким инвалидам с детства II и III групп — в размере 15 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, — если они по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в посторонней помощи.

Предусмотрена и надбавка по уходу за ребенком-инвалидом:

в возрасте до 6 лет — 50 процентов прожиточного минимума для детей до 6 лет;

в возрасте от 6 до 18 лет — 50 процентов прожиточного минимума для детей от 6 до 18 лет.

Такая надбавка полагается одному из родителей, усыновителю, опекуну, попечителю, которые не работают и фактически ухаживают за ребенком-инвалидом. А вот одинокой матери или отцу надбавка назначается независимо от того, работают они или нет.

Государственная социальная помощь назначается инвалидам с детства на все время инвалидности, установленной органами медико-социальной экспертизы. Для детей-инвалидов государственная социальная помощь назначается на срок, указанный в медицинском заключении, но не более, чем до месяца, в котором ребенку-инвалиду исполнится 18 лет. Если после этого человека признают инвалидом с детства, то, установив группу по его заявлению (а если он недееспособен, то по заявлению его опекуна), продолжат выплачивать помощь уже как инвалиду с детства и в другом размере.

Изменения касаются и порядка выплаты социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам, которые находятся на полном государственном обеспечении. В частности, инвалиды с детства будут получать 25 процентов назначенной помощи. Остальная сумма (по их заявлению или по заявлению законного представителя) будет перечисляться учреждению, где они пребывают, — на улучшение условий проживания. А детям-инвалидам, которые пребывают на полном государственном обеспечении, социальная помощь будут выплачивать в размере 50 процентов и перечислять на их личные счета в банке. Остальные 50 процентов опять-таки станут отправлять на счет учреждения, где они пребывают. Ну а детям-инвалидам, которые являются сиротами и находятся на государственном обеспечении, помощь будет перечисляться на личный счет в банке в полном объеме.

Помощь выплачивают ежемесячно по месту проживания инвалида с детства (или, в случае его нетрудоспособности, — по месту проживания опекуна, попечителя) или родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида.

К списку статей Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Виды пенсий

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (далее Закон). Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

По Закону назначаются:

  • трудовые пенсии;
  • социальные пенсии.

Трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

Пенсии по возрасту

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;

в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;

в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.

Пенсии по инвалидности

Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности вследствие: а) трудового увечья или профессионального заболевания; б) общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства). Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда наступила инвалидность, – в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Скачать полный перечень: 54.doc

Пенсии по случаю потери кормильца

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом детям, а также лицам, пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца. Скачать полный перечень: 55.doc

Пенсии за выслугу лет

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Скачать полный перечень: 56.doc

Пенсии за особые заслуги перед республикой

Социальные пенсии

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию: инвалидам, в том числе инвалидам с детства; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет; детям – в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Скачать полный перечень: 57.doc

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. №570 " О совершенствовании пенсионного обеспечения" изменятся условия для назначения социальной пенсии гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий-5-летний) страховой стаж и не получающим пенсии из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального(пенсионного) обеспечения. Указанная пенсия будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам -60 лет.

Расчет пенсий и пособий в апреле 2019г.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь сообщает следующие параметры для расчета пенсий и пособий на апрель 2019 г.:

средняя заработная плата работников, средняя заработная плата рабочих и служащих в республике за февраль 2019 г. – 977,6руб.

средняя заработная плата работников, применяемая при назначении и перерасчете трудовых пенсий в апреле 2019 г. – 812,40 руб. (Указ Президента Республики Беларусь 23 октября 2018 г. № 419 «О повышении пенсий»);

среднемесячная заработная плата работников в республике за IV квартал 2018 г. применяемая при назначении и перерасчете пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, – 1035,6 руб. (Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»);

базовая величина – 25,5 руб.;

бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2018 г. в расчете на месяц:

в среднем на душу населения – 216,90 руб.;

для пенсионеров – 166,32 руб.;

1,5-кратный размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, применяемый для установления размера государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников, – 325,35 руб.;

минимальный размер пенсии по возрасту – 54,23 руб. (25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала, – 216,90 руб. (в ценах декабря 2018 г.);

доплата к минимальным размерам пенсий – 162,48 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой при перерасчете трудовых пенсий, – 812,40 руб.)

месячная минимальная заработная плата, используемая при исчислении стажа работы с применением поправочного коэффициента, – 330,00 руб.

Для корректировки фактического заработка при назначении и перерасчете трудовых пенсий, а также для исчисления социальных пенсий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 2019 г. используется величина средней заработной платы работников, применяемая при назначении и перерасчете трудовых пенсий в апреле 2019 г. – 812,40 руб.

При назначении и перерасчете пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие катастрофы на ЧАЭС для корректировки фактического заработка пенсионера в апреле 2019 г. применяется средняя заработная плата работников за декабрь 2018 г. – 1 115,3 руб.

При расчете пенсий по инвалидности вследствие акта терроризма в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 483 «О пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате акта терроризма» в апреле 2019 г. применяется средняя заработная плата работников за декабрь 2018 г. – 1 115,3 руб.

Для расчета размеров социальных пенсий по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и государственных пособий семьям, воспитывающим детей (кроме пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), в апреле 2019 г. применяется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала, – 216,90 руб.

Для индексации недополученных сумм пенсий используется индекс потребительских цен в Республике Беларусь за февраль 2019 г. исчисленный нарастающим итогом к декабрю 1990 г. который составил 6842408026,57 процента. Ставка рефинансирования с 27.06.2018 составляет 10 процентов годовых.

Информация для работодателей

  • Справка о заработке для начисления пенсии: 136.doc
  • Заявление о назначении (перерасчете) пенсии: 149.doc
  • Представление к назначению пенсии: 138.doc

Памятка в помощь работодателю: как правильно оформить и представить документы для назначения пенсии.

Порядок представления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении, утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44 (далее – Положение).

Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) (ст. 76 Закона).

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).

В целях обеспечения в организации работы по оформлению и представлению документов для назначения пенсии работодатель должен определить ответственного работника (группу) (далее – представитель работодателя). Назначение такого работника закрепляется приказом или распоряжением работодателя. Как правило, выполнение такой работы возлагается на работника (может быть, нескольких), который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.

Зачет в стаж периодов работы, при условии уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – Фонд), предусмотрен Законом республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Периоды работы для включения в стаж подтверждаются выписками Фонда из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Периоды, в течение которых уплата страховых взносов в Фонд не производилась, в стаж для назначения пенсии не учитывается и исключается из периода, из которого избирается заработок для исчисления пенсии.

Работодатель обязан. своевременно стать на учет в органе Фонда в соответствии с законодательством; начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд[1] .

Неуплата или неполная уплата в Фонд в установленный срок обязательных страховых взносов работодателями[2] влечет за собой наложение штрафа[3] на работодателя.

Рассмотрим порядок подготовки документов пошагово.

Шаг 1. Составление списков лиц, уходящих на пенсию

Представитель работодателя ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек составляет списки. В эти списки он включает сведения о работниках, приобретающих право на пенсию:

– по возрасту на общих основаниях (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2017 году: – мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: – мужчины – 61 год, женщины – 56 лет;

в 2019 году: – мужчины – 61 год 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: – мужчины – 62 года, женщины – 57 лет;

в 2021 году: – мужчины – 62 года 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: – мужчины – 63 года, женщины – 58 лет;

– по возрасту за работу с особыми условиями труда либо на льготных основаниях (пенсии по возрасту на льготных основаниях – это пенсии, которые назначаются отдельным категориям лиц при наличии определенного статуса, в частности инвалидам войны, инвалидам с детства, многодетным матерям, матерям погибших военнослужащих, родителям детей-инвалидов с детства и др.);

– за выслугу лет.

Списки формируют в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию по определенной форме.

Составляя список, обратите внимание на следующее:

1) данные о дате рождения указывают на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, национальный паспорт иностранного гражданина и (или) вид на жительство, удостоверение беженца).

Если в паспорте записан только год рождения без обозначения месяца и числа, то за дату рождения принимается 1 июля; если только год и месяц без обозначения числа, то днем рождения считается 15-е число соответствующего месяца;

2) данные о стаже работы. в т. ч. специальном, вносят на основании трудовых книжек и других подтверждающих документов (справок работодателей, архивных учреждений и т. п.). При этом следует руководствоваться ст. 51–54 Закона и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777 (в ред. от 13.11.2006 № 1508).

Справочно: стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в Фонд и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, – в случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок представления трудовой книжки в качестве доказательства стажа работы для назначения пенсии регламентирован п. 25 Положения. Этим же пунктом предусмотрена возможность представления для назначения пенсии копии трудовой книжки, засвидетельствованной работодателем по месту последней работы. В таком случае трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.

Стаж работы после 1 января 2003 г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда.

Периоды, включаемые в стаж, исчисляют в календарном порядке из расчета полного года, за исключением отдельных определенных законодательством периодов, засчитываемых в стаж на льготных условиях. При этом периоды работы по трудовой книжке исчисляют от даты приема на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем.

При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит работника в известность и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в соответствующую запись в трудовой книжке;

3) данные о специальном стаже (стаже работы, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет) вносят с учетом сведений справок по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2006 № 134.

Если при подсчете стажа, в т. ч. специального, по трудовой книжке установлено, что у работника его недостаточно для назначения пенсии или имеются перерывы в работе, то у него в обязательном порядке уточняют наличие других документов, подтверждающих его трудовую либо иную деятельность, засчитываемую в стаж для назначения пенсии. При необходимости представитель работодателя принимает меры к истребованию нужных документов о работе (деятельности), а в соответствующих случаях – розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов представитель работодателя оформляет представление для назначения пенсии и другие необходимые документы, т. е. формирует комплект документов. Форма представления нанимателя для назначения пенсии утверждена приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.

Шаг 2. Формирование комплекта документов

Комплект документов зависит от вида пенсии. Однако обязательным для назначения любого вида трудовой пенсии является документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:

– для гражданина Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь;

– для иностранного гражданина или лица без гражданства – национальный паспорт и (или) вид на жительство;

– для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, – свидетельство о рождении или паспорт.

Трудовыми являются пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Все они назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности, государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Рассмотрим необходимый комплект документов по каждому виду пенсии.

  1. Комплект документов для назначения пенсии по возрасту

Для назначения пенсии по возрасту необходимы:

– документы о стаже работы и специальном стаже, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;

– справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

– при назначении пенсии многодетным матерям – документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;

– документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;

– при назначении пенсии матерям военнослужащих – документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);

– документы о наличии у заявителя заболевания, предусмотренного ст. 21 Закона (гипофизарный нанизм (лилипуты) и диспропорциональная карликовость);

– при назначении пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – соответствующее удостоверение и документы о времени работы в 10-километровой зоне;

– при назначении пенсии лицам, получившим профессиональное заболевание, связанное с лучевым воздействием на работах по эксплуатации Чернобыльской АЭС или в зоне эвакуации, или инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы – документы о наличии профессионального заболевания, связанного с лучевым воздействием на работах по эксплуатации Чернобыльской АЭС или в зоне эвакуации, или об инвалидности в результате последствий катастрофы, других радиационных аварий;

– при назначении пенсии безработным – документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно как безработный;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, других радиационных аварий;

– документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);

– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня».

  1. Комплект документов для назначения пенсии по инвалидности

Для назначения пенсии по инвалидности необходимы:

– документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости – специальный стаж работы);

– справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

– заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии или врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянной посторонней помощи;

– справка жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета депутатов о составе семьи (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);

– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;

– документ, содержащий сведения о неназначении ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, – в отношении лиц, имеющих право на ежемесячную страховую выплату;

– документ, содержащий сведения о нахождении инвалида на государственном обеспечении.

  1. Комплект документов для назначения пенсии по случаю потери кормильца

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы:

– документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем;

– свидетельство о смерти, выданное органом, регистрирующим акты гражданского состояния (далее – орган загса), решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;

– документы, подтверждающие стаж работы кормильца;

– справка о заработке кормильца и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

– справки учреждений образования об обучении лиц в возрасте от 18 до 23 лет по дневной форме обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специального образования для лиц с особенностями психофизического развития, переподготовку кадров;

– в случае смерти одинокой матери – свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справку органа загса о том, что сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери;

– при назначении пенсии по случаю потери кормильца, вызванной катастрофой на Чернобыльской АЭС, – документы о причинной связи смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;

– документ, содержащий сведения о нахождении на государственном обеспечении.

Семьи граждан Республики Беларусь – переселенцев из других государств при необходимости представляют справку о получении пенсии по случаю потери кормильца ранее.

  1. Комплект документов для назначения пенсии за выслугу лет

Для назначения пенсии за выслугу лет необходимы:

– документы, подтверждающие стаж работы и стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет;

– справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

– документ об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или по болезни, удостоверяющий право заявителя на пенсию в соответствии с п. «а» ст. 47 Закона;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;

– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

– документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов.

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Справки о стаже работы и заработке представляют в подлинниках. В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Трудовую книжку прилагают к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в выписке (копии) трудовой книжки. Представленные подлинники документов (за исключением справок о работе и о заработке) возвращают заявителю.

Шаг 3. Обращение за пенсией

Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.

Обращаться за назначением пенсии работник может в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией признают день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дату, указанную на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет день приема заявления о назначении пенсии.

Заявление о назначении пенсии заполняет заявитель по установленной форме. Затем его регистрирует представитель работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в установленном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимает представитель работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и др. а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы нужно передать в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если собраны не все необходимые документы, то стоит передать имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих. Впоследствии недостающие документы следует представить в установленные законодательством сроки.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель сообщает ему об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда работник не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган по труду, занятости и социальной защите.

Специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (в частности, например, получения документов о стаже работы и заработке из-за границы). Они вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков № 1 и № 2[4] .

Материальная ответственность работодателя

Работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством РБ (ст. 76 Закона).

Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган, выплачивающий пенсию (ст. 93 Закона).

В случае невыполнения установленной Законом обязанности об извещении органов, выплачивающих пенсии, о приеме на работу пенсионера, суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц. При невозможности списания излишне выплаченных сумм пенсий в бесспорном порядке (в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя и отсутствием его правопреемника) указанные суммы пенсии удерживаются из пенсии пенсионера на основании решения комиссии по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом, в порядке, установленном ст. 94 Закона.

Взыскателями переплат сумм пенсий выступают органы по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.

  1. Зачет в стаж периодов работы, при условии уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – Фонд), предусмотрен Законом республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Периоды работы для включения в стаж подтверждаются выписками Фонда из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Периоды, в течение которых уплата страховых взносов в Фонд не производилась, в стаж для назначения пенсии не учитывается и исключается из периода, из которого избирается заработок для исчисления пенсии.

Работодатель обязан. своевременно стать на учет в органе Фонда в соответствии с законодательством; начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд[5] .

Неуплата или неполная уплата в Фонд в установленный срок обязательных страховых взносов работодателями[6] влечет за собой наложение штрафа[7] на работодателя.

[1] пункт 26 Положенияоб уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

[2] статья 1 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

[3] статья 11.54. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

[4] Списки, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 №536.

[5] пункт 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

[6] статья 1 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

[7] статья 11.54. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Размер пенсии по инвалидности и льготы для инвалидов в 2019 году

Дать однозначный ответ на вопрос какой размер пенсии по инвалидности в 2019 – невозможно, поскольку он зависит от группы инвалидности и возраста (дети идут отдельной категорией), страхового стажа, наличия иждивенцев и прочих факторов. В виду этого, мы рассмотрим все возможные случаи, чтобы дать максимально обширный ответ.

Как высчитывается пенсия по инвалидности

Пенсия, которую получают инвалиды каждый месяц, может быть рассчитана только по двум формулам:

  1. Социальная пенсия + ЕДВ
  2. Трудовая пенсия + ЕДВ

Социальную пенсию получают те люди с ограниченными возможностями, которые:

  1. не имеют страхового стажа (не проработали ни дня);
  2. дети-инвалиды;
  3. получили увечья при совершении преступления, независимо от того был ли у них стаж.

Трудовая – назначается тем категориям инвалидов, которые имеют любой страховой стаж, независимо от его продолжительности (то есть тем, кто проработал хотя бы один день).

ЕДВ – ежемесячная денежная выплата, которая по свой природе является компенсацией на медицинские препараты, транспорт и т. д. если лицо отказалось от НСУ. Она имеет фиксированный размер, однако подлежит ежегодной индексации, которая проводится 1 февраля каждого года.

НСУ – набор соцуслуг, который предоставляется в натуральном виде. В него входят бесплатное:

  1. предоставление лекарств;
  2. санаторно-курортное лечение;
  3. проезд к месту лечения и обратно как внутри города, так и за его пределами.

Пенсионный фонд (именно этот орган занимается вопросами начисления и выплат пособий) предоставляет право выбора инвалидам – оставить возможность пользоваться НСУ или перейти на ЕДВ. Одновременно оба вида помощи не предоставляются.

В виду того, что многие инвалиды, особенно третьей группы, чувствуют себя относительно хорошо, поддерживают нормальную физическую активность, некоторые соцуслуги им попросту не нужны. Поэтому многие отказываются от НСУ и получают вместо нее денежную компенсацию в виде ЕДВ. Можно отказаться от части услуг – тогда ПФ произведет перерасчет денежной выплаты.

С 01.02.2017 ее размер установлен на уровне:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *