Размер обязательного трудового стажа для выхода на пенсию в россии

Как формируется и рассчитывается будущая пенсия

Размер обязательного трудового стажа для выхода на пенсию в россииВ системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости. по инвалидности. по случаю потери кормильца. Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии .

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

  • достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
  • для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, – возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

  • наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • наличие минимальной суммы пенсионных баллов – не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
  • Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

    За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.

    Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2019 году – 9,13.

    Сколько пенсионных баллов

    может быть начислено Вам за 2019 год?

    Введите размер Вашей ежемесячной

    заработной платы до вычета НДФЛ:

    Для назначения пенсии достаточно сведений о заработке только после 1 июля 2000 года

    Пенсионная реформа может изменить порядок расчета выплат

    «ФАКТЫ» продолжают рассказывать о назначении пенсий. В прошлых номерах (от 21 и 28 июля, а также от 4 и 11 августа) речь шла о том, в каком возрасте люди имеют право выходить на пенсию, что такое страховой стаж, какие пенсии облагаются налогом и как выплачиваются пенсии работающим людям. Сегодня же «ФАКТЫ» вместе с директором департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Ириной Ковпашко приступают к самому интересному: мы поговорим о том, как рассчитывают сумму пенсии и какую роль в ее размере играет средняя зарплата человека.

    — От чего зависит размер пенсии?

    — От двух факторов: длительности страхового стажа и величины заработка. То есть как долго человек платил взносы в Пенсионный фонд и в каком размере.

    О продолжительности уплаты взносов свидетельствует страховой стаж. А об их размере говорит его зарплата. Причем та зарплата, из которой человек уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд. Иными словами, при назначении пенсии учитываются только легальные доходы. И если работник получает официально полторы тысячи гривен, а еще 10 тысяч — в «конверте», то при расчете пенсии его заработок составит только те полторы тысячи, которые прошли «по ведомости». Остальная сумма зарплаты не учитывается.

    — А если ему предприятие выдаст справку о том, что его зарплата в 2015 году составляла 10 тысяч?

    — Пенсионный фонд имеет полную информацию обо всех официальных заработках наших граждан начиная с 2000 года. И с 2004 года при назначении пенсии для исчисления зарплаты за период трудовой деятельности с 1 июля 2000-го мы не используем никаких справок. Кстати, одной из причин этого решения стала та самая ситуация, о которой вы сказали, оказалось много, мягко говоря, недостоверных справок.

    — Вдруг у человека при Союзе была хорошая зарплата и он хочет ее учесть?

    — До октября 2011 года для назначения пенсии в обязательном порядке учитывались сведения за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года и за все месяцы страхового стажа после 1 июля 2000-го до месяца обращения за пенсией. И тогда все обязаны были предоставить справки о заработке за период до июля 2000 года. Но с 2011-го для назначения пенсии достаточно сведений о зарплате только за один период — после 1 июля 2000 года, поскольку данные об этих заработках внесены в систему персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины. И мы назначаем пенсию исходя из той заработной платы, которая зафиксирована в личном деле человека в этой системе. При условии, что с июля 2000 года он имеет страховой стаж не менее 60 календарных месяцев.

    А если стаж после 2000 года составляет меньше 60 календарных месяцев, обязательно подается справка о зарплате до 2000-го.

    — Значит, при наличии достаточного стажа после 2000 года нет возможности учесть свой заработок до этого времени? Даже если человек получал хорошую зарплату при Союзе?

    — Вы правы, люди, которые имели в СССР высокооплачиваемую работу, занимали руководящие должности, трудились на Севере, вели научные разработки, публиковали статьи, действительно настаивали на том, чтобы их прежний высокий заработок принимался во внимание. И такую возможность им предоставили: при желании человек имеет право подать для назначения пенсии также сведения за любые 60 календарных месяцев работы подряд до 1 июля 2000 года.

    В то же время должна отметить, что законодательство определяет максимальную сумму, выше которой взносы на социальное, в том числе пенсионное, страхование быть не могут.

    — Зачем было сделано такое ограничение?

    — Это мировая практика — определять минимальную и максимальную суммы дохода для начисления страховых взносов.

    Отмечу, что максимальный размер зарплаты был введен еще 1 июля 1998 года и в то время составлял 1000 гривен. В дальнейшем он постепенно увеличивался — до 1 тысячи 600 гривен, потом до 2 тысяч 200 гривен и так далее.

    С 2004 года, после введения в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», мы отказались от фиксированных цифр и привязали максимальный доход, на который начисляются страховые взносы, к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. С 2004 года этот доход составлял 15 прожиточных минимумов. После старта предыдущей пенсионной реформы (с 1 октября 2011 года) был увеличен до 17 размеров. А с 1 января 2016 года — до 25 минимумов (см. таблицу. — Авт.). И уже есть предложение поднять максимальный размер до 15 минимальных зарплат (напомню, что размер минимальной зарплаты с 1 января 2017 года составляет 3 тысячи 200 гривен).

    — И как работает такое ограничение максимальным размером?

    — Из суммы, которая выше определенного уровня, страховые взносы не платятся. И впоследствии, при назначении пенсий, принимаются во внимание зарплаты в пределах этих ограничений. Например, человек в июле 2010 года получил 15 тысяч гривен. В то же время из-за ограничения социальные сборы уплатил только из 13 тысяч 320 гривен. Так вот, именно эти 13 тысяч 320 гривен и учитываются как заработок за июль 2010 года при расчете пенсии.

    — Допустим, известен стаж человека, известны суммы его заработков. Как рассчитывается размер пенсии?

    — А дальше его заработок осовременивается.

    О том, как именно осовременивается зарплата при назначении пенсии, по какой формуле рассчитываются пенсионные выплаты и как собираются осовременить пенсии в ходе новой реформы, мы расскажем в следующей публикации.

    Напоминаем, что при Пенсионном фонде Украины с понедельника по пятницу, с 8.00 до 20.00, а в субботу — с 8.00 до 14.00 работает контакт-центр: 0−800−503−753. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.

    Пенсионная реформа: спецпенсий не будет, но появятся накопительные счета

    Напомним, что формально спецпенсий у нас в стране нет с 1 июня 2015 года. Тогда правительству с трудом удалось провести данное решение через парламент. Было это так: в марте 2015-го приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Он прямо предписывал Кабинету министров до 1 мая 2015 года подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады проект закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных (кроме пенсий военнослужащих и научных работников), на общих основаниях.

    И самое главное: в этом же документе было указано: «В случае непринятия до 1 июня 2015 года закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях уже с 1 июня 2015 года отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначаются в соответствии с законами Украины „О государственной службе“, „О прокуратуре“, „О судоустройстве и статусе судей“, „О статусе народного депутата Украины“, „О Кабинете министров Украины“, „О судебной экспертизе“, „О Национальном банке Украины“, „О службе в органах местного самоуправления“, „О дипломатической службе“, а также согласно Налоговому и Таможенному кодексам Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины».

    Кабинет министров необходимый для пенсионной реформы пакет законопроектов внес в парламент в указанные сроки — 30 апреля. А вот рассмотреть его Верховная Рада… не успела. Поэтому правительство поступило так, как указано в законе: прекратило назначение спецпенсий с 1 июня. В то же время выплату оформленных ранее специальных пенсий не отменили. Кроме того, продолжили предоставлять повышенные пенсии военнослужащим, чернобыльцам, научным работникам, а также людям, трудившимся в особо вредных и тяжелых условиях.

    В ходе нынешней реформы восстанавливать спецпенсии, конечно же, не будут. Более того, реформа введет единые правила определения размеров пенсий. Для всех, кроме военнослужащих.

    На практике это означает, что никаких специальных, льготных и так далее пенсий существовать не будет. С 1 января 2018 года также отменят назначение пенсии за выслугу лет преподавателям, медикам, социальным работникам… Такие пенсии будут оформляться только военнослужащим.

    Но ведь как-то же нужно компенсировать людям тот вред, который был нанесен их здоровью во время работы на опасных производствах, и позволить им выходить на пенсию раньше! Поэтому было решено оставить досрочный выход на пенсию граждан, работавших на вредном производстве, однако финансировать его несколько иначе.

    По ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, работавших на вредных производствах и имеющих право досрочно выйти на заслуженный отдых, должны возмещать предприятия. Однако такие предприятия часто не платят компенсации Пенсионному фонду. В результате их задолженность перед фондом уже достигла 10 миллиардов гривен.

    Поэтому система финансирования досрочных пенсий будет изменена. Во-первых, предприятия с вредными или опасными условиями труда вместо компенсации будут платить повышенный единый социальный взнос (ЕСВ) за своих работников, занятых на вредных производствах: дополнительно 15 процентов — за сотрудников из «списка номер № 1» и 7 процентов — за всех остальных.

    Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019-го за работников моложе 35 лет будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Деньги будут инвестироваться и приумножаться для того, чтобы после выхода на заслуженный отдых такие работники получали пенсии из двух источников: солидарной (обычная, как для всех граждан) системы и накопительной (деньги, собранные на индивидуальном счете благодаря взносам предприятия за «вредную» работу).

    К списку статей Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

    Министр труда и социальной защиты Максим Топилин рассказал, что в 2017 году Пенсионный фонд отказал нескольким россиянам в назначении страховой пенсии по старости из-за нехватки стажа и баллов.

    В интервью «Российской газете » Топилин пояснил, что тем, кому не хватает стажа и баллов, назначается социальная пенсия. Правда, она примерно в полтора раза меньше страховой пенсии по старости. Так, среднегодовой размер страховой пенсии в этом году будет 14 075 рублей, для неработающих — 14 329 рублей. Социальная же пенсия составит 9 045 рублей.

    В Пенсионном фонде ситуацию объяснили тем, что условиями для получения страховой пенсии по старости является достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Также необходимы не менее 15 лет трудового стажа и не менее 30 пенсионных баллов, которые зависят от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. В ведомстве добавили, что отказы в назначении страховой пенсии были всегда, но они минимальны.

    Пресс-служба ПФР. «Для назначения страховой пенсии требуется соблюдение ряда условий: это минимальный страховой стаж, возраст для женщин 55 лет, для мужчин — 60 лет, наличие минимальной суммы пенсионных баллов. Если гражданину не хватает страхового стажа или пенсионных баллов, то ему назначается социальная пенсия».

    Там также отметили, что в 2017 для получения страховой пенсии надо было иметь восемь лет трудового стажа и 11,4 пенсионных балла, в этом году понадобится уже девять лет стажа и 13,8 пенсионных балла, а к 2024 году трудовой стаж увеличится до 15 лет, а количество пенсионных баллов — до 30.

    Социальная пенсия назначается на пять лет позже страховой. То есть женщины могут рассчитывать на нее в в 60 лет, а мужчины — в 65 лет, передает ТАСС .

    При 20-летнем стаже пенсия составит 27 процентов заработка, а при 30-летнем — 40,5 процента

    Специалисты Пенсионного фонда продолжают рассказывать о порядке назначения пенсий в нашей стране

    В прошлых номерах «ФАКТОВ» (от 29 июля. 4 и 18 августа ) мы говорили о возрасте выхода на заслуженный отдых, страховом стаже и включаемых в этот стаж периодах работы, облагаемых налогом пенсиях и выплатах работающим пенсионерам. Но как определяется размер пенсии и от чего он зависит? Эти вопросы мы задали директору департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Ирине Ковпашко .

    — Пенсия в системе социального страхования зависит от двух факторов: длительности страхового стажа и величины заработка, — говорит Ирина Ковпашко. — То есть от того, как долго человек платил взносы в Пенсионный фонд и в каком размере.

    — Давайте тогда сначала расскажем, как влияет на размер пенсии стаж.

    — Все очень просто: страховой стаж исчисляется в месяцах, за каждый месяц уплаты взносов пенсионная выплата увеличивается на определенный процент заработка. «Стоимость» года страхового стажа — 1,35 процента. Таким образом, при 20-летнем стаже пенсия составит 27 процентов заработка, а при 30-летнем — 40,5 процента. Это коэффициент страхового стажа. Данный коэффициент не может превышать 75 процентов заработка. А для тех, кто работал в особо вредных и тяжелых условиях труда (профессии, указанные в списке № 1), — 85 процентов.

    — Понятно: если человек проработал 20 лет, то получит пенсию в размере 27 процентов заработка. А вот какого именно заработка? Какие доходы учитываются при назначении пенсии?

    — Того заработка, из которого человек платил страховые взносы в Пенсионный фонд. Мы говорили в прошлых публикациях, что при назначении пенсии учитывается размер только легальных доходов.

    — Да-да, вы говорили, что если человек получает официально полторы тысячи гривен и еще в «конверте» 10 тысяч гривен, то при расчете его пенсии заработок составит только те полторы тысячи, которые прошли «по ведомости»…

    — и из которых были уплачены страховые взносы! Это важно.

    — Понятно. Тогда скажите, за какой период человеку надо подать справки о зарплате при назначении пенсии?

    — Это делать не обязательно.

    — В каком смысле?

    — Пенсионный фонд имеет полную информацию обо всех официальных заработках наших граждан с 2000 года. Дело в том, что до октября 2011 года для назначения пенсии учитывались сведения за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за все месяцы страхового стажа после 1 июля 2000 года до месяца обращения за пенсией. И тогда требовались справки о заработке за время до июля 2000 года.

    Но с 2011 года для назначения пенсии достаточно сведений о зарплате только за один период — после 1 июля 2000-го. Данные об этих заработках внесены в систему персонифицированного учета взносов. И мы назначаем пенсию, исходя из той заработной платы, которая зафиксирована в личном деле человека в системе персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины.

    — Уточню: поскольку вы берете сведения из базы данных Пенсионного фонда, то никаких справок о заработках людям предоставлять не нужно?

    — Практически не нужно. Специалистам фонда для назначения пенсии достаточно обратиться к базе данных, чтобы учесть зарплату человека за период после июля 2000 года.

    — То есть отчислять взносы из минимальной зарплаты, а потом подать в Пенсионный фонд справку о зарплате в несколько тысяч не удастся?

    — Нет.

    — А как же быть с заработками до 2000 года? Они совсем не принимаются во внимание?

    — Принимаются при определенных условиях. Когда нужно было в обязательном порядке учитывать сведения за два периода, мы столкнулись с тем, что людям трудно находить информацию о своих заработках до 2000 года. Во время распада СССР и после этого многие предприятия исчезли. К сожалению, архивов не осталось, хотя закон строго предписывает хранить их 75 лет. В итоге люди были вынуждены разыскивать документы, доказывать, объяснять… Поэтому и принято решение учитывать сведения о зарплате только с 1 июля 2000 года, накопленные в персонифицированной системе учета взносов.

    С другой стороны, многие люди, которые при Советском Союзе имели высокооплачиваемую работу, занимали руководящие должности, работали на севере, вели научные разработки, публиковали статьи, после распада СССР не смогли найти себе достойную работу. Таким образом, если учитывать заработки этих граждан только после 2000 года, размер пенсии не будет сопоставим с их вкладом в солидарную систему.

    На переходный период была оставлена норма, согласно которой по желанию пенсионера он может для назначения пенсии предоставить также справку с информацией о заработной плате за любые 60 календарных месяцев до 1 июля 2000 года. Подчеркну, что эта норма — временная. Она будет действовать только до 1 января 2016-го.

    Обязательно подается справка о зарплате в том случае, если у человека стаж после 2000 года составляет меньше 60 календарных месяцев.

    Кроме того, информация о заработке за период до 2000-го должна быть подтверждена первичными документами о начисленной зарплате.

    — Понятно. Заработки до 2000 года пока еще можно учесть, но только при наличии справки. А заработки с 2000-го принимаются во внимание только в полном размере?

    — Вынуждена вас огорчить: все-таки с ограничениями. Дело в том, что законодательством определены граничные суммы, на которые начисляются взносы на социальное, и в том числе пенсионное, страхование. Например, с 2004 года, после введения в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» максимальный доход, на который начисляются страховые взносы, составлял 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных. А после старта пенсионной реформы — с 1 октября 2011 года — был увеличен до 17 размеров минимума (см. таблицу ниже. —Авт. ).

    — Зачем это было сделано?

    — Определение минимальной и максимальной суммы страховых взносов — мировая практика.

    — И как это ограничение работает?

    — С зарплаты выше ограничения страховые взносы не взимаются. Таким образом, при назначении пенсий и других социальных страховых выплат принимаются во внимание зарплаты в пределах этих ограничений. Например, человек в июле 2010 года получал 15 тысяч гривен. В то же время из-за ограничения социальные сборы у него взимали только с 13 тысяч 320 гривен. Так вот, именно эти 13 тысяч 320 гривен учитываются как заработок за июль 2010 года при расчете пенсии.

    — Итак, известен стаж человека, известны суммы его заработка. Как рассчитывается пенсия?

    — Для начала, чтобы определить размер пенсии, нам нужно сопоставить его заработок со средним по Украине за аналогичный месяц.

    — Зачем?

    — Вот скажите, 400 гривен в 2001 году — это много или мало?

    — Сразу и не вспомню.

    — Так вот, именно для того, чтобы определить уровень заработка конкретного человека в определенном месяце, его зарплату сравнивают со средней по стране. Причем за каждый месяц периода работы, за который учитывается заработок при назначении пенсии.

    О том, как именно это делается, читайте в следующих номерах «ФАКТОВ»

    Максимальные размеры заработной платы, из которой удерживаются взносы на социальное страхование

    ПФР: если вам не хватает стажа для пенсии, его можно купить

    Граждане, которым не хватает трудового стажа для получения права на страховую пенсию, могут «купить» недостающие годы, пояснили в отделении ПФР по Забайкальскому краю.

    В соответствии с действующим законодательством, граждане имеют право самостоятельно уплачивать за себя или за других физических лиц страховые взносы в ПФР в целях увеличения страхового стажа и количества пенсионных баллов, требуемых для расчета размера будущей пенсии.

    Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и сами уплачивать страховые взносы могут:

    – граждане РФ, работающие за пределами территории России, в целях уплаты страховых взносов за себя;

    – граждане, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в целях уплаты страховых взносов за себя;

    – физлица в целях уплаты страховых взносов за другое физлицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов работодателем;

    – самозанятое население (ИП, адвокаты, нотариусы и пр.).

    В 2017 году минимальный стаж для назначения страховой пенсии составляет 8 лет. Этот показатель будет постепенно расти, пока не достигнет своего максимума – 15 лет – к 2024 году.

    Если гражданин достиг пенсионного возраста, но у него не хватает выработанного стажа для назначения пенсии, он может «купить» недостающие годы. Для этого необходимо добровольно вступить в правоотношения по ОПС и уплачивать страховые взносы.

    Как отметили в краевом ОПФР, «купить» можно не более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. То есть, например, в 2017 году – не более 4 лет, а к 2024 году этот период не должен будет превышать 7,5 лет.

    В случае добровольного вступления в правоотношения гражданин сам решает, какую сумму взносов перечислит на свой пенсионный счет в текущем году (но не ниже минимального размера), а также как производить уплату: разом или несколькими платежами. Если общая сумма уплаченных страховых взносов составила не менее фиксированного размера страхового взноса, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы. Если общая сумма уплаченных страховых взносов составляет менее фиксированного размера страхового взноса, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Минимальный размер добровольного страхового взноса за 2017 год составляет 46 800 рублей. В пенсионных коэффициентах эта сумма равна 3 баллам.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *