Статья 219 нк рф «о социальных налоговых вычетах» в доступной формулировке

Статья 219 НК РФ: «О социальных налоговых вычетах» в доступной формулировке

Содержание:

Статья 219 нк рф «о социальных налоговых вычетах» в доступной формулировкеСтатья 219 НК РФ о социальных налоговых вычетах понятна далеко не всем налогоплательщикам. У большинства физических лиц, которые ранее не сталкивались с таким понятием, как сокращение размеров базы налогообложения, после ознакомления с данным законодательным актом остается целый ряд вопросов. В связи с этим предлагаем разобраться со всеми видами социальных вычетов и рассмотреть некоторые особенности их начисления.

Оглавление

Основные характеристики социальных налоговых скидок

Как известно, налоговые вычеты подразумевают возврат определенной части подоходного налога физическому лицу, который оплатил его несколько ранее, и делятся на четыре различных типа – стандартный. имущественный. социальный и профессиональный .

Социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом, это выдача некой денежной компенсации для налогоплательщика, который был вынужден потратиться на общественные расходы. Например, если физическое лицо внесло материальные средства на реконструкцию храма, то по закону ему полагается возврат определенной части от данного пожертвования.

ВАЖНО! Обращаем внимание на то, что воспользоваться налоговой скидкой социального характера могут только те люди, которые со всех источников своей прибыли вовремя отдавали НДФЛ в полном объеме – 13% от дохода.

На какие группы делятся социальные вычеты

Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) принято подразделять на шесть следующих групп, которые не имеют между собой практически никаких сходств:

  1. Благотворительные. Всевозможные траты, имеющие отношение к оказанию денежной помощи со стороны физического лица в сторону бедных либо в сторону организаций религиозного типа, а также некоторых других учреждений, дают право на возврат НДФЛ.
  2. Образовательные. Ни для кого не секрет, что получение образования как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами — довольно дорогостоящая процедура. Поэтому государство возвращает часть денег, потраченных на учебу, для того, чтобы данная услуга стала более доступной для населения страны.
  3. Медицинские. Иногда здоровье человека дает сбой и вынуждает его проходить платное лечение в клинике и покупать довольно дорогие лекарственные средства. В подобном случае для физических лиц, которые перенесли болезнь, предусмотрено некое сокращение их налогооблагаемой базы.
  4. Пенсионные. Некоторые налогоплательщики заключают соглашения с различными фондами, которые занимаются обеспечением граждан пенсиями, но при этом не являются государственными учреждениями, и систематически перечисляют в их пользу денежные средства. В подобных ситуациях также предоставляется право на получение вычета.
  5. Накопительные. Если физическое лицо отдает часть своих доходов в качестве взносов дополнительного характера, которые относятся к виду страховых и перечисляются на накопительную часть пенсионного пособия, то оно смело может рассчитывать на получение денежной компенсации.
  6. Квалификационные. Зачастую случается так, что работодатель требует от сотрудников пройти переоценку навыков для подтверждения профессионализма. Поскольку оценка квалификационных качеств не является бесплатной услугой, то от ее полной стоимости возможен возврат некоторой суммы материальных средств.

Когда можно вернуть деньги

Всем претендентам на получение вычета необходимо учитывать то обстоятельство, что вернуть налог можно не сразу, а только в следующем году, который наступит после года оплаты социальных услуг.

Однако если физическое лицо по каким-либо причинам хочет получить денежную компенсацию как можно быстрее, то осуществление данного процесса вполне возможно. Для этого нужно составить соответствующее заявление на имя работодателя, приложить к нему требуемую для вычета документацию и дождаться положительного ответа.

В случае отказа от преждевременного возврата НДФЛ получить вычет можно только в следующем году и уже не через работодателя, а через сотрудников налоговой инспекции.

Размеры

В каждом отдельном случае социальные налоговые вычеты предоставляются абсолютно в разных размерах, зависят от суммы и вида расходов и имеют максимально допустимый предел. Чтобы вычислить заработную плату с учетом налоговой скидки, необходимо выполнить следующие действия:

  • Вычитаем размер скидки из полного оклада. Нужно взять ежемесячную зарплату работника, с которой еще не были сняты налоговые сборы, и отнять от нее сумму социального вычета.
  • Вычисляем сумму НДФЛ. От суммы, которую мы получили выше, нужно подсчитать 13% — это и будет размер налогового сбора.
  • Отнимаем найденные 13% от первоначальной зарплаты. НДФЛ, который был вычислен от заработной платы с учетом налоговой скидки, нужно вычесть из исходного оклада сотрудника, начисляемый ему до снятия налоговых сборов. После этого вы получите зарплату, которая будет выдана налогоплательщику после выплаты налоговых сборов с учетом вычета.

Размер образовательной налоговой скидки

Каждое физическое лицо, заплатившее за собственную учебу либо образование родственников, имеет право на возврат до 13% от суммы понесенных расходов. Однако для налоговой скидки подобного рода налоговым законодательством установлен определенный лимит – 120 000 рублей. Это значит, что наибольшая денежная компенсация за обучение не может превышать 15 600 рублей (поскольку это 13% от максимального предела).

В 2017 году статья 219 НК РФ о стандартных налоговых вычетах ничего не говорит. Однако налоговым законодательством все же подразумевается начисление стандартных денежных компенсаций за обучение детей. Поскольку за обеспечение детей начисляют стандартные налоговые скидки, а за их учебу социальные, то эти два понятия немного смешиваются в одно.

Размер суммы за лечение

Вычет, предоставляемый за медицинские услуги или покупку медикаментов, рассчитывается так же, как и налоговая скидка за образование, путем нахождения 13% от общей суммы социальной затраты и так же не может быть больше 120 000 рублей.

ВАЖНО! Несмотря на то, что максимально возможная компенсация за лечение составляет 15 600 рублей, в некоторых случаях налогоплательщику начисляют и большую сумму. Это происходит, если он потратился на дорогостоящие виды лечения. Иными словами, лимит вычета, равный 120 000 рублей, распространяется только на не дорогостоящие медицинские услуги.

Пример расчета

Некий Петров Олег Николаевич получил годовую зарплату за 2016 год в размере 450 000 рублей. В государственную казну в качестве НДФЛ он отдал сумму, равную 58 500 рублей. В 2016 году он потратил на лечение зубов своей супруги 150 000 рублей и заплатил за собственную операцию, которая является дорогостоящим видом лечения, 190 000 рублей.

В данном случае расчет компенсации за лечение происходит следующим образом:

  • Определяем суммы вычетов. Поскольку лечение зубов не входит в группу дорогостоящих медицинских услуг, то Олег Николаевич может получить вычет за эту социальную трату не больше 120 000 рублей, а на операцию данное правило не действует и за нее полагается 190 000 рублей.
  • Суммируем налоговые скидки. После сложения 120 000 рублей и 190 000 рублей, получаем цифру – 310 000 рублей, что и является общей суммой социального вычета за лечение.
  • Находим 13% от общего размера вычета. После проведения данной математической операции выходит сумма 40 300 рублей. Именно столько и начислит налоговая служба для Олега Николаевича в качестве компенсации социального характера.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению. автор научной работы — Гусев А. А.,

Текст научной работы на тему «Особенности предоставления социального налогового вычета военнослужащим и членам их семей»

Налогообложение

особенности предоставления социального налогового вычета военнослужащим и членам их семей

А. А. ГУСЕВ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Служба в Вооруженных Силах России помимо неотъемлемого риска для жизни и здоровья военнослужащих содержит в себе потенциальную опасность приобретения хронических заболеваний вследствие исполнения военнослужащими своих должностных обязанностей. В частности прохождение службы в соединениях воздушно-десантных войск сопряжено с перенесением периодических ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат, что является причиной возникновения хронических заболеваний. Приобретаемые заболевания опорно-двигательного аппарата, прогрессируя во времени, требуют не только консервативного лечения, но и оперативного вмешательства.

В соответствии с п.2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Казалось бы, все предельно просто, но дело в том, что бесплатно предоставляемые изделия медицинского назначения по своим характеристикам не являются пригодными для применения в процессе лечения в силу ряда факторов. Например, при заболеваниях, требующих осуществления тотального эндопротезирования тазобедренных суставов, больным военнослужащим бесплатно устанавливается эндопротез на цементной основе, срок эксплуата-

ции которого ограничивается несколькими годами. Установка такого эндопротеза рекомендована лицам из числа военных пенсионеров пожилого возраста. Более молодым военнослужащим, которые составляют большинство оперируемых, установка такого протеза является нецелесообразной по причине их возраста. Таким больным рекомендуется установка протезов бесцементной фиксации. Но протезы такого типа бесплатно не предоставляются, военно-медицинские учреждения могут осуществить только бесплатную установку бесцементного протеза, приобретенного за плату.

В таком случае возникает вопрос о возможности предоставления военнослужащим и членам их семей социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на лечение, в том числе на приобретение эндопротеза бесцементной фиксации (далее — изделия медицинского назначения).

Порядок предоставления социальных налоговых вычетов на лечение регламентируется подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

В первую очередь, необходимо определить потенциальные источники финансирования расходов на приобретение изделий медицинского назначения. Таковыми могут являться:

1) налогоплательщик лично;

2) супруг (супруга) налогоплательщика;

3) дети налогоплательщика;

4) подразделение, где налогоплательщик проходит службу.

Исходя из диспозиции подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вышеуказанные источники можно разделить на две группы. В состав первой войдут супруги и (или) дети налогоплательщика, а второй – подразделение, где налогоплательщик проходит службу. Следует отметить, что если приобретение изделия медицинского назначения осуществляется подразделением за счет средств работодателя, другой организацией, либо физическим лицом, не относящимся к вышепере-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

численным источникам, то социальный налоговый вычет налогоплательщику не предоставляется1. Лица, относящиеся к первой группе, в соответствии с абз. 1 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, имеют право на получение указанного налогового вычета.

Рассмотрим механизм предоставления налогового вычета более подробно.

Во-первых, в соответствии с п.3 ст. 210 НК РФ предоставление социального налогового вычета осуществляется только в отношении доходов, облагаемых по общей ставке 13 %.

Во-вторых, абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено, что общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38 000 руб. Однако по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов, о чем свидетельствует содержание абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее – постановление Правительства № 201). В соответствии с п. 7 приложения 3 указанного постановления эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах отнесены к дорогостоящим видам лечения. Таким образом, социальный налоговый вычет на приобретение изделия медицинского назначения может быть предоставлен в сумме фактически произведенных расходов.

В-третьих, в соответствии с абз. 4 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения.

В-четвертых, вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода2.

Следовательно, механизм предоставления социальных вычетов будет следующим.

1. В течение календарного года налогоплательщик реально оплатил наличными или перечислил средства на лечение.

1 Абзац 5 подп.3 п.1 ст. 219 НК РФ.

2 Пункт 2 ст.219 НК РФ.

2. Налогоплательщик собрал подтверждающие документы об оплате и характере полученных услуг по лечению.

3. По окончании календарного года, в течение которого были осуществлены указанные затраты, налогоплательщик подает налоговую декларацию, заявление на предоставление социальных вычетов и документы, подтверждающие оплату и характер услуг.

Рассмотрим более подробно перечень документов, необходимых для получения вычета, и возможные трудности, с которыми может столкнуться человек при формировании необходимого пакета документов.

Итак, для предоставления вычета необходимо предоставить в налоговый орган следующие документы:

1. Заявление о предоставлении социального налогового вычета (приложение 1). Заявление составляется в произвольной форме, так как законодательно форма такого заявления не установлена. Очень важно при оформлении заявления (в интересах налогоплательщика) указать номер расчетного счета, на который налоговый орган должен перечислить вам денежные средства.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

2. Справка из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных доходов и удержанных налогов за налоговый период по форме 2-НДФЛ. Копия свидетельства о браке или свидетельство о вашем рождении. Эти документы непременно понадобятся, если вы хотите получить вычет на лечение своих родственников.

3. Рецептурные бланки с назначениями лекарств (по форме № 107/у). Такие бланки оформляются, если речь идет о вычете на покупку медикаментов. На этих бланках обязательно должен стоять штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика». Он подтверждает, что человеку прописали лекарство, на стоимость которого можно получить вычет. Обратиться за таким рецептом надо к лечащему врачу. Рецептурный бланк такой формы на приобретение эндопротеза вам получить не удастся, так как врачи военно-медицинских учреждений не вправе их выписывать, в силу того, что лечение военнослужащих осуществляется бесплатно. Поэтому у лечащего врача вам необходимо взять две справки. Первая справка должна содержать информацию о результатах осмотра травматолога: диагноз, показания и, что является очень важным моментом, рекомендацию о целесообразности выполнения эндопротезирования эндопротезом бесцементной фиксации (приложение 2). Вторая справка должна подтверждать факт нахождения лица на лечении, поставленный диагноз, факт выполнения операции

по тотальному эндопротезированию эндопротезом бесцементной фиксации, а также, что немаловажно, информацию, что данная справка дана для представления в налоговые органы. Эта справка должна быть подписана начальником медицинской части, начальником отделения и иметь печать «Для медицинских документов и рецептов» (приложение 3).

4. Справка об оплате медицинских услуг с пометкой «Для представления в налоговые органы» – если вы хотите получить вычет на лечение. Справку вам выдадут в той клинике, куда вы обращались за помощью. В комментируемой ситуации такую справку вам не выдадут, так как услуги по лечению военнослужащих, связанные с выполнением тотального эндопротезирования, являются бесплатными. Поэтому вам необходимо взять справку в организации, которая производила вам отгрузку изделия медицинского назначения с указанием на наличие факта отгрузки эндопротеза бесцементной фиксации и факта его оплаты. Кроме того, данная справка должна содержать информацию о том, что она выдается для предоставления в налоговые органы. Справка подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и удостоверяется печатью организации (приложение 4). Помимо указанной справки необходимо получить товарную накладную на отгрузку эндопротеза бесцементной фиксации.

5. Документы, подтверждающие оплату лечения, медикаментов и изделий медицинского назначения (кассовый чек, корешок к приходному кассовому ордеру, платежное поручение, и т. п.).

6. Документы, подтверждающие оплату лечения, медикаментов и изделий медицинского назначения (кассовый чек, корешок к приходному кассовому ордеру, платежное поручение, и т. п.).

Следует отметить, что процесс получения указанного вычета помимо трудностей, связанных с формированием необходимого пакета документов, может быть осложнен и позицией налоговых органов по данному вопросу. Поэтому лицам, претендующим на получение вычета, необходимо быть готовыми отстаивать свое право на вычет в налоговых органах.

Как показывает практика, должностные лица налоговых органов знают постановление Правительства № 201, но недостаточно глубоко

осведомлены о содержательной составляющей перечисленных в нем видов дорогостоящего лечения. К тому же указанный перечень содержит общие формулировки, требующие большей конкретизации. Поэтому, чтобы усилить свои позиции, налогоплательщику целесообразно будет до визита в инспекцию попытаться самостоятельно разобраться в этом перечне, для того чтобы рассказать инспектору доступным языком о виде проведенного лечения и его отношении к дорогостоящему лечению. Для этого лучше воспользоваться консультацией лечащего врача. Дополнительным аргументом налогоплательщика может стать справка, указанная в приложении 3, которая содержит сведения о виде проведенного лечения. Также требует более детального рассмотрения вопрос, касающийся обоснованности произведенных расходов на приобретение эндопротеза.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах расходами налогоплательщиков для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В комментируемой ситуации обоснованность расходов на приобретение изделия медицинского назначения обусловлена рядом объективных причин: возрастом больного, техническими характеристиками эндопротеза цементной фиксации и рекомендацией лечащего врача. Документальным подтверждением обоснованности таких расходов будет являться справка осмотра травматологом, содержащая рекомендацию о целесообразности проведения оперативного лечения именно таким видом эндопротеза (приложение 2).

Требование документального подтверждения расходов выполняется путем предоставления документов, подтверждающих факт оплаты приобретенного изделия медицинского назначения.

Таким образом, подводя своеобразный итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что получение такого вычета вполне осуществимо, причем на законных основаниях, но может потребовать от налогоплательщика проявления определенной настойчивости. Самым главным аргументом должны стать знания налогоплательщиком своих прав и уверенность в себе.

Приложение 1

В инспекцию МНС России № 11 по г. Москве от Иванова Ивана Ивановича

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

(ИНН 771133458812)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить мне социальный налоговый вычет на лечение и приобретение эндопротеза бесцементной фиксации в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме 69 943 (шестьдесят девять тысяч девятьсот сорок три) руб. уплаченных при осуществлении дорогостоящего вида лечения, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03. 2001 № 201(п. 7 Приложения 3).

Документы, подтверждающие право на вычет, прилагаются.

Причитающуюся к возврату сумму налога на доходы физических лиц прошу перечислить на мой банковский счет по следующим реквизитам:

л/с 42301810138090076888 в Мещанском отделении № 7811 Сбербанка России г. Москвы,

БИК 044525225, к/с 30101810400000000225.

Приложение 2

министерство обороны российской федерации

главный военный клинический госпиталь

им. академика н. н. Бурденко

04.08.2005 ОСМОТР ТРАВМАТОЛОГОМ Майор ИВАНОВ Иван Иванович, 1956 г. р.

Диагноз: Правосторонний коксартроз 3-4-й ст. Комбинированная контрактура правого тазобедренного сустава с выраженным болевым синдромом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Показана госпитализация в ГВКГ им. Н. Н. Бурденко для оперативного лечения – тотального эндопротезирования правого тазобедренного сустава.

Учитывая молодой возраст больного, целесообразно выполнить эндопро-тезирование бесцементным эндопротезом.

Врач

И. Р. Петров

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ им. академика Н. Н. БУРДЕНКО ОТДЕЛ МЕДИЦИНСКИЙ 11 04 " _ноября_ 2005 г. 105229.1- Москва. Е-229 Госпитальная пл. дом 3

СПРАВКА

Дана в том, что ИВАНОВ Иван Иванович, 1956 г. р. находился на лечении в ГВКГ им. Н. Н. Бурденко с 04.08.2005 по 14.09.2005 с диагнозом: правосторонний коксартроз 3-4-й ст. комбинированная контрактура правого тазобедренного сустава с выраженным болевым синдромом. 25.08.2005 выполнена операция – тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава бесцементным эндопротезом Цваймюллера.

Справка дана для предоставления в налоговые органы.

Начальник медицинской части К. В. Сидоров

Начальник отделения С. Я. Корнев

04.11.2005

Приложение 4

АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Сформируйте и подайте электронную декларацию по форме 3-НДФЛ через Госуслуги

До 30 апреля 2017 года физические лица должны подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Это форма, по которой рассчитывается налог на доход за предыдущий год. Помимо налога на доходы по 3-НДФЛ исчисляется налоговый вычет — сумма, которая возвращается налогоплательщику в зависимости от данных о его расходах или льготах.

Декларацию подают в отделение ФНС России по месту постоянной прописки: лично, письмом на электронный или почтовый адрес. Также налоговую декларацию можно сформировать и подать через Госуслуги .

После того как декларация подана в ФНС России, нужно оплатить налог на доходы физических лиц. Крайний срок оплаты — 15 июля 2017 года.

Как подать электронную 3-НДФЛ декларацию через Госуслуги

Для этого нужно заполнить электронную форму услуги «Представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)». где указать: данные о налогоплательщике, доходах за прошедший год, расходах и льготах.

На итоговой странице услуги вы увидите сумму налога и налогового вычета. Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, вы сможете отправить декларацию в электронном виде в ФНС России. Если подписи нет, то декларацию можно скачать и распечатать, чтобы подать лично или отправить по почте.

Кто подает декларацию по форме 3-НДФЛ

Только физические лица:

— налоговые резиденты Российской Федерации за прибыль от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

— граждане других стран за прибыль от источников в Российской Федерации.

За какие доходы нужно отчитываться

Если ваш доход составляет только зарплата, ответственность за налоговые отчисления по вашим доходам лежит на работодателе. В этом случае подавать налоговую декларацию не нужно. Работодатель удерживает 13 % с вашей зарплаты, чтобы отчислить их в налоговую инспекцию.

Декларацию обязательно должны подавать физические лица, которые получили доход:

— от продажи имущества, если оно находилось в собственности меньше трех лет;

— продажи ценных бумаг, долей в уставном капитале;

— сдачи помещений в аренду;

— предпринимательской деятельности;

— выигрыша стоимостью более 4000 рублей. Подробный перечень доходов в статье 208 НК РФ .

За что можно получить налоговый вычет

Налоговый вычет предоставляют только гражданам РФ на налоги, которые облагаются ставкой 13% и некоторые виды расходов. В налоговом кодексе различают пять видов налоговых вычетов:

— имущественный, на продажу или покупку имущества, статья 220 НК РФ ;

— стандартный, для льготных категорий налогоплательщиков, статья 218 НК РФ ;

— социальный, на расходы на благотворительность, обучение, лечение, страхование и негосударственную пенсию, статья 219 НК РФ ;

— профессиональный, на доходы индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, статья 221 НК РФ ;

— на операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС), статья 220.1 НК РФ .

Штрафы за несвоевременную подачу декларации по 3-НДФЛ

Декларировать доход по форме 3-НДФЛ – обязательно. Если подать налоговую декларацию позже 30 апреля 2017 года, можно получить штраф по статье 119 и 122 НК РФ. Если декларация подана и налог рассчитан, но не оплачен до 15 июля 2017 года, будут начислены пени за каждый день просрочки.

Штраф не предусмотрен, если декларация по форме 3-НДФЛ подается только, чтобы получить налоговый вычет. Возвращать налог или нет — добровольное решение физического лица. Но нужно помнить: чтобы получить налоговый вычет, декларация должна быть подана в ФНС России в течение года.

Мир налоговых вычетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Дюжов Алексей Владимирович

В статье проведено исследование методологических и методических основ структуры налогов и сборов. Раскрыты понятия элементов налога и сбора. Основное внимание уделено природе понятия «налоговый вычет». Приводится правовое и авторское толкование понятия «налоговый вычет». Рассматриваются примеры применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц. Сделан вывод о многосторонней природе налогового вычета .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам. автор научной работы — Дюжов Алексей Владимирович,

THE WORLD OF TAX DEDUCTIONS

Текст научной работы на тему «Мир налоговых вычетов»

МИР НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

УДК 336.22 (043)

Алексей Владимирович Дюжов,

к. э.н. доцент, доцент каф. «Финансового права» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. 8 910 482-97-09 Эл. почта: ADoujov@mesi. ru

В статье проведено исследование методологических и методических основ структуры налогов и сборов. Раскрыты понятия элементов налога и сбора. Основное внимание уделено природе понятия «налоговый вычет». Приводится правовое и авторское толкование понятия «налоговый вычет». Рассматриваются примеры применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц. Сделан вывод о многосторонней природе налогового вычета.

Ключевые слова: элементы налога, классификация элементов налога, природа налогового вычета, налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, стандартные вычеты по налогу на доходы физических лиц, профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.

Alexei V. Dujov,

PhD, associate professor of Financial Law department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Tel. 8 910 482-97-09 E-mail: ADoujov@mesi. ru

THE WORLD OF TAX DEDUCTIONS

In this article a study and methodological foundations of the structure of taxes and fees. Disclosed the concept of elements of tax and duty. Focuses on the nature of the concept of «tax deduction». Provides legal and the author's interpretation of the term «tax deduction». Examples of application of a tax deduction in the value-added tax and the tax to incomes of physical persons. the conclusions about the multilateral nature of the tax deduction.

Keywords: elements of taxes, classification of elements of the tax nature of tax deduction, tax deduction for value added tax, standard deductions under the tax to incomes of physical persons, professional tax deductions under the tax to incomes of physical persons.

1. Введение

В современной науке давно сложилось представление о структуре налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему страны. В данном направлении значительно продвинулась юридическая наука, которая назвала составляющую каждого налога или сбора – элементом юридического состава налога или сбора, которые можно охарактеризовать как принцип построения налога или сбора. Ярко и полно раскрывает структуру и содержание всех элементов их классификация на: обязательные, дополнительные и специфические.

Обязательными элементами являются те, которые раскрывают основу и природу того или иного налога. Они являются тем основанием, которое выстраивает общее представление о налоговом механизме.

К обязательным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

а) плательщик налога или сбора;

б) объект налогообложения;

в) ставка налога или сбора.

Роль дополнительных элементов правового механизма налога или сбора более многогранна. Они более подробно представляют особенности обязательного платежа, создают полную картину и представление правового механизма. Не стоит отталкивать на второй план факт наличия дополнительных элементов. Дело в том, что наличие дополнительных равно, как и обязательных элементов, является необходимым условием установления налога или сбора. На этот факт обращается внимание в статье 17 НК РФ. Природа дополнительных элементов настолько разнообразна и неоднородна, что их тоже принято разделять на две самостоятельные подгруппы.

К первой относятся те дополнительные элементы, которые детализируют основные элементы и имеют непосредственную связь с ним. Ярким примером такого взаимодействия является объект налогообложения и налоговая база. Объект обложения является основным элементом налога. Он дает общую количественную оценку налога. Одно лишь его наличие не позволяет рассчитать сумму налога и исполнить налоговое обязательство. Наличие же налоговой базы позволяет качественную характеристику налога превратить в количественную. После чего не составит особого труда рассчитать сумму налога. Примером сказанному является транспортный налог. Где в соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1] Вне всякого сомнения, такая формулировка не позволяет однозначно определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. Далее по закону следует статья 359 НК РФ, которая и разрешает проблему. Подпункт 1 пункта 1 этой статьи определяет, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства измеряемая в лошадиных силах. Тут же появляется второй дополнительный элемент налога – единица обложения. В примере единицей обложения является лошадиная сила. Это пример взаимосвязи обязательного и двух дополнительных элементов правового механизма налога.

Второй подгруппой являются дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение. Например, налоговая льгота, которая может быть установлена, а может и не быть установлена. При этом правовой механизм налога будет работать.

Третья группа – это специфические элементы правового механизма налога и сбора. Они предназначены для выделения особенности того или

иного платежа. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров и т. д. Подобные элементы являются факультативными и могут не использоваться.

2. Особенности применения налогового вычета по НДС

В ряде случаев законодатель представляет «интересную» формулировку составляющей того или иного налога. Причем эта составляющая появляется не во всех налогах, но несет весьма большое содержание. Этой частью налога является налоговый вычет. Причем, НК РФ применяя данное понятие не раскрывает его. Какова же природа понятия «налоговый вычет»?

Первое место в НК РФ, где встречается подобное понятие является 21 глава НК РФ. В главе поэлементно рассматривается налог на добавленную стоимость (далее НДС). Статья 171 НК РФ имеет название «Налоговые вычеты». Законодатель указывает, что: «Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты». Напомним, что сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки. На это указывает пункт 1 статьи 166 НК РФ. Таким образом получается начисленная сумма налога, говоря более доступным языком – это та сумма налога, которую организация признает в качестве долга перед бюджетной системой РФ. Существующая процедура расчета НДС предусматривает возможность уменьшения начисленной или признанной суммы НДС на ту сумму налога, которую организация уже уплатила, являясь покупателем товаров, работ, услуг, то есть уплатила тогда, когда продавец или поставщик включил сумму налога в стоимость и предъявил к оплате. В статье 171 НК РФ законодатель дает формулировку упомянутой суммы. Это понятие звучит как «налоговый вычет».

Применение такого сложного механизма порядка исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, не случайно и вполне оправдано.

Для этого необходимо вспомнить, что НДС был введен Законом РФ от 6 декабря 1991 года № 1991-1 «О налоге на добавленную стоимость». По своей сути, НДС, во многом напоминал налог с оборота, но имеет по сравнению с последним, много отличий. К примеру, в отличии от налога с оборота из начисленной суммы НДС вычитается НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товара. Тем самым ставиться основной задачей облагать на каждой стадии не полный оборот, как в случае налога с оборота, а лишь те его части стоимости, которые составили добавленную стоимость, то есть то что добавили к стоимости, по которой уплатили налог при покупке чего-либо. Это произошло по причине того, что производитель уже включил сумму налога в стоимость. В примере с НДС можно заметить – налоговый вычет выступает элементом порядка исчисления суммы налога подлежащей уплате в бюджет.

3. Особенности применения стандартного, имущественного и профессионального налогового вычета по НДФЛ

Следующим примером появления исследуемого понятия является налог на доходы физических (далее НДФЛ) раскрытый главой 23 НК РФ. Обратим внимание на пункт 3 статьи 210 НК РФ. Он имеет следующее содержание: «Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой». [1] В статье законодатель четко заявляет, что применение вычетов возможно только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, которую и устанавливает пункт 1 статьи 224. Затем, обратим внимание на ссылку к статьям 218-221 НК РФ. В них раскрывается целая система вычетов, которые применяются совершенно в разных ситуациях:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты;

Статья 219. Социальные налоговые вычеты;

Статья 219.1. Инвестиционные налоговые вычеты;

Статья 220. Имущественные налоговые вычеты;

Статья 220.1. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

Статья 220.2. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе;

Статья 221. Профессиональные налоговые вычеты.

В качестве примера рассмотрим один из стандартных налоговых вычетов. А именно, вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ. В содержании статьи законодатель определяет, что «налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей – на первого ребенка;

1 400 рублей – на второго ребенка;

3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы». [1]

Рассчитывая НДФЛ физического лица, которое удовлетворяет одному из условий, к примеру, является родителем ребенка в допустимом возрасте, можно уменьшить налогооблагаемый доход на сумму вычета. То есть это физическое лицо – родитель уплатит в бюджет налога меньше, чем тот у которого детей нет. Получается, что у последнего (физическое лицо без детей) налоговая нагрузка больше. Все дело в

том, что подобные ситуации были уже в истории нашего государства. С начала Великой Отечественной войны был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Он был введен в качестве чрезвычайного налога, имея основной целью привлечение средств бездетных граждан на финансирование и поддержание воспитания детей в образовательных учреждениях. Налог был введен указом Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. В городских и сельских местностях плательщиками налога выступали граждане СССР, которые не имеют детей. Обложение налогом происходило дифференцированно – в зависимости от возраста, пола и нахождения налогоплательщика в брачных отношениях, то есть плательщиками являлись мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, не состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Так же имели место необлагаемый минимум дохода и регрессивная шкала обложения у определенных категорий налогоплательщиков. К примеру, рабочие, служащие и прочие граждане, которые были приравнены к ним, по обложению подоходным налогом, имеющие заработную плату 70 рублей включительно и ниже, были освобождены от уплаты налога. С заработной платы от 71 до 90 рублей включительно, налог взимался по пониженной ставке, а с заработной платы от 91 рубля и выше, налог взимался по ставке 6%. В период с 1986 по 1990 годы от уплаты налога были освобождены налогоплательщики с заработной платой до 80 рублей, а налогоплательщики с заработной платой от 80 до 100 рублей уплачивали налог по пониженным ставкам. При этом литераторы и работники искусства уплачивали налог по ставке 6%, независимо от размера заработка.

При взимании налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР по аналогии с подоходным налогом или НДФЛ (как в настоящее время) использовался метод удержания, то есть уплата налога происходит у источника получения дохода. В соответствии с данным методом, удержание из дохода и уплату налога

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

в бюджет должно производить лицо, выплачивающие доход. Соответственно налог исчислялся по месту получения заработной платы гражданина и удерживался одновременно с подоходным налогом. Основанием для расчета налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР был доход гражданина. Взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с самозанятых (кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, занимающихся частной практикой, и др.) производили непосредственно сами финансовые органы по ставке 6% с дохода, являющегося основанием для расчета подоходного налога. Введение налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР на первой его стадии, было первой вынужденной мерой, так как во времена войны основных поступлений в бюджет просто не хватало, и налог вводился в качестве чрезвычайного. В последствии средства от его взимания имели дополнительный характер и налог был отменен.

Таким образом, вычет заменил налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Однако, учитывая размер вычета, применение его в настоящее время законодателем минимально.

Интересно отметить, что льготы по налогам и сборам являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям или отдельным рычагам льготного кредитования. В этом случае применяется научный системный подход. Он составляет единый механизм из отдельных частей. Устанавливая льготы, законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц или же перевести процесс удовлетворения своих потребностей в более благоприятный режим. Примером тому можно назвать комплекс имущественных налоговых вычетов, установленных статьей 220 НК РФ. Особый интерес заслуживают вычеты, установленные пунктом 3 и 4 этой статьи. Согласно содержанию подпункта 1 пункта 3 статьи, налогоплательщик имеет право уменьшить свой налогооблагаемый доход на сумму фактически произведенных налогоплательщиком

расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, но не превышающем 2 000 000 рублей. Таким образом, государственный бюджет вернет налог или не будет о благать налогом те дене жные средства, которые налогоплательщик потратит на улучшение своего жилищного состояния.

Посредством вычета государство участвует в расходах физического лица, тем самым стимулируя к улучшению положения физических лиц.

Совсем по-иному работают профессиональные налоговые вычеты, установленные статьей 221 НК РФ. Например, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право уменьшить суммы своих доходов на суммы фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. На это указывает пункт 1 статьи.

Причем состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Таким образом, вычетом является весь состав расходов учитываемый при расчете прибыли по налогу на прибыль организаций. Данный состав законодатель перечисляет в статья 252 «Расходы. Группировка расходов» НК РФ. В данном примере вычет выступает элементом порядка исчисления налоговой базы.

Заслуживает внимание позиция ряда авторов, которые считают налоговый вычет разновидностью налоговой льготы.

Налоговое законодательство в пункте 1 статьи 56 части первой НК РФ устанавливает, что «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и

сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». [1] Данное определение позволяет выделить и определить один из основных признаков налоговой льготы, такой как предоставление определенных преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговая льгота относится к дополнительным элементом налогообложения. Использование налоговых льгот практически всегда приводит к уменьшению доходов бюджета, тем самым, как бы препятствуют налогу выполнять свою фискальную функцию.

По авторскому мнению Брызга-лина А. В. «налоговая льгота – это предоставленная законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика». [3] В данном определении четко сформулировано то, что налоговая льгота – это исключительная возможность, предоставленная законодательством. Целью любой налоговой льготы является снижение налогового бремени. Льгота – это преимущество по отношению к другим налогоплательщикам. Так же в нем отмечено разнообразие налоговых льгот, то есть предоставление льгот, как при наличии объекта обложения, так и при наличии любого иного другого элемента.

Трудно не согласиться с позицией И. В. Горского в отношении влияния налоговых льгот на налоговые доходы бюджета. По его словам: «Принципиальное решение здесь состоит не столько в очевидном сокращении льгот, сколько в создании преграды на пути их размножения». [4] В этой ситуации роль налоговых льгот состоит в выполнении иной функции налогообложения – регулирующей.

4. Заключение

Рассмотрев позицию законодателя в статье 56 НК РФ, мнения авторов, можно заключить, что налоговый вычет может являться налоговой льготой, так как в конечном итоге он уменьшает бремя налогоплательщика. В итоге в бюджет направляется уменьшенная сумма налога.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

Примеры, рассмотренные в статье, утверждают, что налоговый вычет – это еще и элемент порядка расчета суммы налога, подлежащей уплате налога в бюджет. Это раскрыто в примере с НДС. Применение вычета в этом случае просто необходимо. Иначе будет искажена сама идея применения НДС.

Кроме того, следует сказать, что налоговый вычет это элемент расчета налоговой базы по НДФЛ, где сказано что, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. А стандартный вычет – это не что иное, как налог на холостяков. В другом примере вычет – это состав расходов, уменьшающих сумму доходов при определении налоговой базы.

Подводя итог можно отметить, что природа вычета многогранна.

Нельзя утверждать, что налоговый вычет является разновидностью налоговой льготы. Он так же может являться элементом порядка исчисления суммы налога или элементом порядка определения налоговой базы.

Литература

«Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ». СПС «Консультант Плюс». 2015

Дюжов, А. В. Обложение налогом на прибыль образовательных учреждений. дис. канд. эконом. наук. 08.00.10. – М. 2006.

Налоги и налоговое право. учебное пособие / под ред. А. В. Брызга-лина. – М. Аналитика-Пресс, 1998. – С. 296.

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И. В. Горского. – М. Финансы и статистика, 2003. – С. 233.

Указ Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г.

References

Budgetary code and Tax code of Russian Federation. 2015

Dujov, A. V. Taxation profit educational institutions. Dis. Ph. D. 08.00.10. – M. 2006.

Taxes and tax law. training manual / under the editorship of А. В. Bryzga-lin. – M. Analytic Press, 1998. – P.296.

Tax policy of Russia: problems and prospects / under the editorship of I. V Gorsky. – M. Finance and statistics, 2003. – S. 233.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы .

The decree of the Presidium of the USSR Supreme Soviet on 21 November 1941 and July 8, 1944.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *